Специфика работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Суханова Наталья Михайловна

На протяжении первых семи лет жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходит огромный путь физического и психического развития. Решающую роль при этом играет воспитание. Значительную часть времени дошкольник с ОВЗ проводит в детском саду. В связи с этим на плечи воспитателя ложится громадная ответственность за создание благоприятных условий для жизни, развития и становления ребенка как личности в условиях ДОУ.

Воспитатель планирует и осуществляет воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, посещающими детский сад.

Цели, задачи, содержание работы с детьми он определяет с учетом требований адаптированной образовательной программы и решает их интегрированно в рамках пяти образовательных областей, таких как - познавательное, речевое, социально-коммуникативное,  художественно-эстетическое,  физическое развитие.

При этом он широко использует возможности разнообразных видов детской деятельности, способствующих разностороннему развитию личности. Это игра, общение, труд, изобразительная, конструктивная, познавательно-исследовательская деятельность.

Так же воспитатель учитывает возрастные, индивидуальные психофизиологические особенности детей, возможности их здоровья, и организует разнообразные виды детской деятельности так, чтобы дети активно усваивали новые знания, овладевали разнообразными умениями и навыками.

Воспитатель строит образовательный процесс на основе сотрудничества с детьми, ориентируется на интересы и возможности каждого ребенка и осуществляет образование в зоне его ближайшего развития.

Воспитатель руководит разнообразными формами взаимодействия с детьми: непосредственной образовательной деятельностью, совместной образовательной деятельностью педагога с детьми и самостоятельной деятельностью детей.

На практике это выглядит следующим образом. Воспитатель привлекает детей к активному участию в дидактических, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных играх, играх-драматизациях; увлекательно организует занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; побуждает детей к двигательной и музыкально-ритмической деятельности, экспериментированию с природным материалом; организует праздники и развлечения для детей. При этом воспитатель проявляет уважительное отношение к детям, поддерживает их инициативу, предоставляет им возможность делать самостоятельный выбор материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; создает благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий формированию и поддержке у детей положительной самооценки и уверенности в собственных возможностях и способностях; поддерживает доброжелательные отношения между детьми в процессе их взаимодействия в разных видах деятельности.

Для успешной реализации программы воспитатель использует разнообразные образовательные технологии:

  • игровые технологии способствуют более эффективному усвоению содержания образовательной программы детьми;
  • личностно-ориентированные технологии помогают создать условия для творчества личности;
  • здоровьесберегающие технологии способствуют сохранению здоровья детей, формированию у них необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни;
  • технологии исследовательской деятельности направлены на формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления;
  • информационно-коммуникационные технологии  способствуют формированию основы информационной культуры детей.

Воспитатель широко использует мультимедийные технологии и электронные образовательные ресурсы, активно применяет  компьютерную технику и ТСО для воспроизведения фрагментов детских телевизионных передач, мультипликационных фильмов, музыкальных произведений, фотографий, картинок, презентаций и т.д.

Воспитатель создает в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая соответствует содержанию программы и возрастным возможностям детей. Работа с материалами среды стимулирует проявление двигательной, игровой, познавательной, творческой активности у детей.

Для выявления у воспитанников способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности воспитатель осуществляет мониторинг образовательного процесса и детского развития по заранее выделенным критериям в процессе наблюдения за различными видами детской деятельности.

Воспитатель активно взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, логопедом, тренером по физической культуре, музыкальным руководителем в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.

Воспитатель планирует и осуществляет повышение психолого-педагогической культуры родителей через выступления на родительских собраниях, размещение учебно-методических материалов в журнале консультаций, в информационном уголке для родителей, а так же на страницах своего сайта; сообщает родителям об успехах или трудностях детей в овладении содержанием образовательной программы, дает рекомендации по их преодолению.

Таким образом, перед детским садом и семьей стоят единые задачи. Поэтому общественное и семейное воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ должно органично сочетаться друг с другом. От согласованности действий педагогических работников и родителей, от единства предъявляемых к ребенку требований зависит успех всей воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Только в тесном содружестве с семьей детский сад способен обеспечить благоприятные условия для полноценного воспитания дошкольников с ОВЗ и своевременную качественную подготовку их к школе.