В школу с правильной речью

Михайловская Елена Олеговна
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение и т. д. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач по обучению ребёнка родному языку в дошкольном учреждении и в семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить всё, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы в семье малыша говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Все нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребёнка необходимо направить на консультацию к специалистам: логопеду, неврологу, психиатру, отоларингологу. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат. Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами, врачами и родителями детей дошкольного возраста.