Готовимся к школе

Леонтьева Татьяна Винцесьевна

В семье волнующее, радостное событие: ваш ребенок поступает в первый класс.

Несомненно, в каждом доме ребенку купят новый костюм, бережно уложат все необходимые школьные принадлежности в рюкзак, запасут и приготовят впрок еще множество нужных мелочей.

А готов ли ребенок к такому серьезному шагу в своей жизни?

Готовность ребенка к обучению в школе понимается как комплекс определенных качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения ребенка в школьную жизнь. Различают несколько видов готовности ребенка к школе: физиологическая зрелость, уровень его личностной, мотивационной готовности к школьному обучению и познавательная готовность к школе.

Физиологическая готовность к школьному обучению связана с нормами физического развития детей 6–7-летнего возраста и определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др. Также при оценке учитываются состояние нервной системы ребенка, зрения, моторики (особенно мелкой моторики рук), слуха, общее состояние его здоровья.

Одним из показателей физиологической готовности к школьному обучению является так называемый филиппинский тест, указывающий на завершение "полуростового скачка", происходящего обычно в 5–6 лет. При выполнении этого теста ребенка просят дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку под головой. Ребенок 4–5 лет не может этого сделать, так как его руки коротки, а после периода вытягивания старшего дошкольного возраста ребенок свободно может выполнить предложенное задание. Этот тест характеризует биологический возраст ребенка, так как отражает не только особенности пропорций скелета, но и морфофункциональную зрелость организма, включающую уровень созревания нервной системы.

Главным в укреплении здоровья должно быть четкое выполнение режима дня. Ребенок должен вовремя ложиться спать, утром рано просыпаться, делать зарядку. После уроков обязательно гулять на свежем воздухе, причем не просто гулять, а активно двигаться.

Не забывайте о правильном питании  детей. Побольше фруктов, овощей, простой пищи. Детям вредны пряности, копчености. Это сильно возбуждает нервную систему и развивает нездоровый аппетит, который ведет к лишнему весу, что тоже вредно для правильного развития.

Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы ребенка. К моменту поступления в школу у ребенка еще недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется. Не заставляйте ребенка перенапрягаться, при этом следите за его осанкой. Сильное утомление ведет к раздражительности, агрессивности ребенка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижает способность к обучению, а в дальнейшем ведет к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказывается на взаимоотношениях с одноклассниками.

Вторым важным показателем готовности к школе и обучению является познавательная готовность. Она предполагает наличие у ребенка определенного комплекса знаний и умений, которые ему понадобятся для успешного обучения.

Специалисты выделяют наличие следующих предпосылок успешного обучения ребенка в школе:

  1. внимание и память, зрительно - пространственное восприятие, различение звуков, графические навыки, логика, т. е. базовые способности и умения, которые формируются в ходе развития ребенка от самого рождения и развитие которых влияет на все его последующее обучение.
  2. словарный запас, связная речь, представления об окружающем мире, математические представления, основы грамоты, т. е. это преимущественно знания и умения дошкольника, которыми он овладел  до школы.

У ребенка к этому времени накоплен достаточный чувственный опыт: представления о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Он знает свое имя, фамилию, домашний адрес, знает простейшие правила дорожного движения, различает животных, деревья, цветы, последовательность времен года и суток. Ребенок должен уметь составит связный рассказ из 4-6 предложений, согласовывая в речи числительные с существительными, правильно использовать падежные окончания существительных. У ребенка накоплены знания о нашей Родине, своем родном крае, труде людей, о важнейших технических достижениях, есть представления о пространстве и времени, знания о числе, счете в пределах 10, умеет сравнивать множества, решать простейшие задачи. Ребенок должен отличать частное от общего, понимать причинно - следственные связи, может определять мотивы поступков или эмоциональное состояние персонажей, видит закономерности. Он должен уметь различать звуки в слове, определять на слух местонахождение звука в слове, различает слова в предложении, может составить предложение на заданную тему.

Личностная готовность ребёнка к школе – это самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. Она включает:

  • социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
  • мотивационную готовность (наличие учебной мотивации).  
  • эмоционально - волевую готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать. Уметь напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.

Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Отношение к сверстникам. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнёрам.  Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Говоря о мотивационной готовности ребёнка к школе, речь идёт о побуждении к учебе. Это означает, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

Спросите любого учителя, каким он хочет видеть своего первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими детьми, т. е. умеющим жить и работать в коллективе. Этому ребенка нужно учить. Если поручили дело, нужно проверить, как он его выполнил, если начал рисовать или лепить, пусть доведет дело до конца. Нужно учить ребенка считаться с окружающими, уступать младшим, учить уважать окружающих людей.

Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься. Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:

  • слушать учителя на уроках, выполнять задания;
  • работать по правилу;
  • работать по образцу;
  • соблюдать дисциплину.

С работой по правилу  в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Очень важно с раннего возраста прививать навыки культурного поведения. Приветливый, вежливый ребенок приятен в общении, выгодно отличается от грубых, невоспитанных сверстников. У него легко складываются отношения с окружающими людьми.

Одновременный учет всех этих факторов поможет составить объективную картину готовности к школе.

Важно понимать, что нет однозначной связи между возрастом ребенка и готовностью его к школе. Высокий уровень готовности к школе могут показывать как 6-летние, так и 7-летние дети. Но и 7-летние могут быть недостаточно готовы к школе. В этой ситуации повышается значимость проведения диагностики готовности к школе перед принятием решения, в каком возрасте лучше поступить ребенку в школу. Рекомендации общего характера, ориентированные на хронологический возраст, оказываются для многих детей неадекватными для принятия оптимального решения по поводу поступления в школу.