Участие в конкурсе "Педагог дошкольного образования - 2018"

Чернова (Лазакович) Светлана Владимировна

 

Чернова Светлана Владимировна

 

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш

В.А. Сухомлинский

Педагог – это не просто профессия, это - состояние моей души. С детства я любила играть в куклы, ухаживала за ними. Повзрослев, я так же любила играть с маленькими детьми, ухаживать за ними, учить чему-то. И когда пришло время выбирать профессию, я решила связать ее с детьми.

Но каким должен быть педагог? Прежде всего, нужно всегда оставаться ребенком в душе, всегда находиться в волшебном мире детства, только тогда дети поверят ему.

За время работы в детском саду я поняла, что моя работа – это огромный труд и ответственность. Надо очень много уметь – рисовать, клеить, мастерить, играть, петь… При этом надо постоянно идти вперед, осваивать инновационные технологии, саморазвиваться, стремиться совершенствовать себя и свое мастерство. Поэтому я все время двигаюсь вперед, ищу и нахожу что-то новое, развиваю свои творческие способности.

Всю свою любовь, душевное тепло и ласку я дарю тем, кто не умеет хитрить и притворяться, чьи мысли чисты и неприхотливы - моим воспитанникам. Чтобы я делала без детских горящих глаз, детского смеха, без ста вопросов «почему»?

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. Именно общение с детьми подтолкнуло меня получить высшее педагогическое образование, посмотреть на мир другими глазами: понять глубже ранимую детскую душу, привить детям простое человеческое: толерантность и эмпатию по отношению к людям.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, все понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии педагога, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое мое слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца.

Педагог – это больше, чем профессия, для меня это возможность каждый день дарить детям частичку своей творческой души. Ежедневно я учу детей любить, понимать, сопереживать, чувствовать. На мне лежит большая ответственность за духовный мир воспитанников

 

Моя работа основана на индивидуальном подходе к каждому из воспитанников смешные, способные, талантливые, любопытные. Каждый ребенок по - своему уникален. И от того, насколько я это понимаю, зависит будущее моих воспитанников. Работая с дошколятами, я не перестаю удивляться – какие они удивительные.

Педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество.

Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Педагог не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе в детском саду – это ответственность за каждого малыша. Необходимо следить за тем, чтобы каждое пребывание ребенка в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание туда идти с большим нетерпением!

Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребенок уникален в своем роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель.

У каждого воспитанника свой характер, за которым скрывается личность. Моя цель – вовремя увидеть в ребенке самые маленькие задатки, которые даны ему природой и создать условия для их развития и реализации. В этом и заключается талант педагога.

Неоценимую помощь в нашей работе оказывает использование общеобразовательной программы «От рождения до школы».

Занимаясь с ребятами средней группы (4,5 лет), я использую в своей работе самые разнообразные направления и формы. Чтобы превратить свои занятия в увлекательный творческий процесс и заинтересовать малышей, я стремлюсь в своей работе чаще использовать игрушку в качестве ведущего, включать музыку, загадывать загадки, устраивать сюрпризный момент, а также мотивирую детей художественным словом. Дети оживляются, начинают принимать активное участие в непосредственной образовательной деятельности. Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Воспитываю отрицательное отношение к грубости, жадности; развиваю умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам и красивым игрушкам.

Продолжая работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращаю внимание детей на хорошие поступки друг друга.

Напоминаю детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Формирую умения спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослых.

Я целенаправленно воспитываю у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Воспитываю умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; поощряю инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Также, дети учатся самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; оказывают помощь воспитателю в подклеивании книг, коробок.

Дети в моей группе самостоятельно выполняют обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставляют хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставят салфетницы, раскладывают столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

В обязательном порядке мы изучаем основы безопасной жизнедеятельности:

  • формирую элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;
  • подвожу детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
  • формирую навыки культурного поведения в общественном транспорте;
  • знакомлю с правилами безопасного поведения во время игр;
  • рассказываю о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Формируя элементарные математические представления, даю навыки счета, ввожу в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов, развиваю представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе; знакомлю с пространственными отношениями; расширяю представления детей о частях суток, их характерных особенностях и последовательности.

Кроме математических навыков необходимо развивать интерес детей к художественной литературы. Я учу внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.

Развиваю первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказываю помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.

В детском саду особое значение имеет создание развивающей речевой среды. Я очень внимательно выслушиваю детей, уточняю их ответы, подсказываю слова, более точно отражающие особенность предмета, явления или поступка; помогаю логично и понятно высказывать суждение; активизирую употребление в речи названий предметов, их частей, прилагательных, глаголов; совершенствую диалогическую речь.

 

Необходимые качества современного педагогического работника – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, ведь ему приходится работать не только с детьми, но и с родителями.

Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Родители и педагоги – это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Чтобы из маленького ребенка вырастить полноценного человека: культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Детский сад – это первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. В то же время, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.

Практика моей работы показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Знакомясь с родителями, я рассказываю об особенностях развития детей дошкольного возраста. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

Специальные педагогические знания, которые я даю родителям, помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Кроме того, я обязательно провожу экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с особенностями дошкольного учреждения, с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрирую, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Знакомлю родителей и с образовательной программой, специалистами, которые будут работать с их детьми. Родителям показываю игрушки, учебные пособия, детские книги, которыми будет пользоваться малыш в группе; кроме того подсказываю, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, в соответствии с возрастом ребенка. Привлекаю родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Совместно с родителями я знакомлю детей с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком ), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

Рассказываю о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Даю детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказываю о Российской

армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Родители помогают  знакомить малышей с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач  и т. д.); знакомим детей с особенностями денег.

Сотрудничая с родителями в области эстетического воспитания, я приобщаю детей к восприятию искусства, развиваю интерес к нему. Поощряю выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, при прослушивании произведений музыкального фольклора.

Я направляю стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения. Вместе с родителями мы организовываем посещение музея, развиваем интерес к посещению кукольного театра, выставок.

Такой подход к взаимодействию с родителями повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность: мамы и папы стремятся к общению со мной, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания. В результате создается благоприятная эмоциональная атмосфера в наших взаимоотношениях, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей моей группы, а значит, и успех всего ДОУ

 

 

Таким образом, педагог в системе дошкольного образования в образовательной организации нацелен на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В нашей организации создаются условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

Такая адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации.

Свою профессию я люблю и с удовольствием прихожу на работу, где каждый день дарю детям любовь, внимание и заботу. И чувствую, что дети отвечают мне тем же. «Каждый ребенок – это сосуд который нужно наполнить любовью». Я думаю, мне удалось подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в детский сад. Я считаю это одним из главных критериев оценки своей профессиональной деятельности!

Хочу добавить, что все мои воспитанники очень общительные, интеллектуально хорошо развиты. Мы нашли общий язык, с полуслова понимаем друг друга, поэтому работать с ними легко и очень интересно.

Дети - цветы жизни! И как приятно, что они окружают меня и на работе, и дома. Ведь нет большего счастья, чем ощущать себя нужной детям.

Люблю и ценю свое призвание!

И назначением своим горжусь!

Свою речь хочу закончить словами В. А Сухомлинского: «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать».