«Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»

Подмогильная Дарья Сергеевна

         Современную жизнь уже невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и компьютеров. Они стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. К сожалению - очень большой частью.

         Несмотря на то, что дети могут играть в развивающие игры на смартфонах и планшетах, смотреть познавательные мультфильмы, гаджеты стали заменять детям родителей, живое общение со сверстниками.  Родителям намного проще включить развивающий мультфильм и дать гаджет, нежели самим искать ответы на вопросы малыша. Вызывает опасение тот факт, что родители не следят за временем использования гаджета и тем, что ребёнок будет смотреть после окончания развивающего контента.

         Родители, в большинстве своём, не контролирую просмотр контента из-за занятости, а приложения по типу «YouTube Детям» не способны на 100% отфильтровать непотребный контент.

         Так в чём же проблема неотфильтрованного контента? Последствия безответственности родителей мы видим на детских площадках, в детских садах, в центрах дополнительного образования дошкольников.

         Первая проблема: гаджет разъединяет ребенка и родителя. Вместо того, чтобы поиграть с ребёнком в подвижную или настольную игру, заняться творчеством или просто почитать интересную книгу родители оставляют ребёнка один-на-один с бездушной машиной. Ребёнок привыкает к голосу ведущих развлекательных каналов и прекращает реагировать на развлечения, организованные родителями и педагогами.

         Вторая проблема: ребёнок теряет связь с реальностью. Малыш не понимает ценности жизни. Присмотритесь к играм многих современных детей: самая любимая игра - стрелялки и страшилки. Самый простой способ решения любых конфликтов - насилие. Неправильные игры и мультфильмы приучают детей не ценить жизнь, не сострадать чужой боли. У них в головах закладывается модель восприятия мира: у человека есть «несколько жизней», любая рана заживает моментально. В следствии этого - мы имеем агрессивных детей, не ценящих ни свою, ни чужую жизнь.

         Третья проблема: деформация организма. Из-за многочасовых посиделок перед экраном у ребёнка страдают все органы. Резко возросло количество детей с хроническими заболеваниями ЖКТ, опорно-двигательного аппарата. У детей катастрофически быстро падает зрение из-за яркого свечения экрана. Также, стало много детей не только с неврологическими заболеваниями, но и с психическими отклонениями.

         Четвертая проблема: ухудшается память. Дети не в состоянии воспринимать большие объёмы информации, у них развивается «клиповое мышление». Они не могут пересказать содержание короткой сказки, но могут наизусть рассказать о героях мультфильмов, цитировать их.

         Пятая проблема: компьютер принимает решения за ребенка. Ребёнок думает, что это именно он выбирает правильное решение. Заранее спрогнозированный ход игры даёт ребёнку ощущение того, что это именно он решает судьбу того или иного персонажа. Он представляет себя маленьким властителем мира, не догадываясь, что все решения уже приняты за него создателями игры.

         Шестая проблема: формирование низкой самооценки. В большинстве случаев наблюдается у девочек. Малышкам с раннего детства закладывают «идеал» красоты, который не имеет ничего общего с реальной жизнью. Достижение фантастических идеалов затмевают реалии. Главное - это внешность, всё остальное уходит на второй план. Не зря же самые успешные персонажи в играх и мультфильмах невероятно красивы. Если у ребёнка наблюдаются отклонения от этих вымышленных стандартов, он сразу становится изгоем и объектом для насмешек.

         Седьмая проблема: манипулирование взрослыми. Дети очень быстро осознают, что своими криками и истериками могут добиться от взрослых желаемых игрушек, красивой одежды, сладостей. Они часто ставят свои условия родителям: «Я уберу игрушки, если ты дашь телефон», или «Я пойду в сад, если купишь это платье», или «Я буду кушать, если купишь Киндер-сюрприз». Такую модель поведения ребёнок усваивает из современных мультфильмов: «Всего можно добиться криками и слезами».

         Стоит ли исключить гаджеты из жизни ребёнка? Совсем исключить их из жизни - не получится. Решение должны принимать все родители индивидуально. Необходимо очень внимательно и рационально подходить к этому виду обучения и развлечения.

Современную жизнь уже невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и компьютеров. Они стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. К сожалению - очень большой частью.

         Несмотря на то, что дети могут играть в развивающие игры на смартфонах и планшетах, смотреть познавательные мультфильмы, гаджеты стали заменять детям родителей, живое общение со сверстниками.  Родителям намного проще включить развивающий мультфильм и дать гаджет, нежели самим искать ответы на вопросы малыша. Вызывает опасение тот факт, что родители не следят за временем использования гаджета и тем, что ребёнок будет смотреть после окончания развивающего контента.

         Родители, в большинстве своём, не контролирую просмотр контента из-за занятости, а приложения по типу «YouTube Детям» не способны на 100% отфильтровать непотребный контент.

         Так в чём же проблема неотфильтрованного контента? Последствия безответственности родителей мы видим на детских площадках, в детских садах, в центрах дополнительного образования дошкольников.

         Первая проблема: гаджет разъединяет ребенка и родителя. Вместо того, чтобы поиграть с ребёнком в подвижную или настольную игру, заняться творчеством или просто почитать интересную книгу родители оставляют ребёнка один-на-один с бездушной машиной. Ребёнок привыкает к голосу ведущих развлекательных каналов и прекращает реагировать на развлечения, организованные родителями и педагогами.

         Вторая проблема: ребёнок теряет связь с реальностью. Малыш не понимает ценности жизни. Присмотритесь к играм многих современных детей: самая любимая игра - стрелялки и страшилки. Самый простой способ решения любых конфликтов - насилие. Неправильные игры и мультфильмы приучают детей не ценить жизнь, не сострадать чужой боли. У них в головах закладывается модель восприятия мира: у человека есть «несколько жизней», любая рана заживает моментально. В следствии этого - мы имеем агрессивных детей, не ценящих ни свою, ни чужую жизнь.

         Третья проблема: деформация организма. Из-за многочасовых посиделок перед экраном у ребёнка страдают все органы. Резко возросло количество детей с хроническими заболеваниями ЖКТ, опорно-двигательного аппарата. У детей катастрофически быстро падает зрение из-за яркого свечения экрана. Также, стало много детей не только с неврологическими заболеваниями, но и с психическими отклонениями.

         Четвертая проблема: ухудшается память. Дети не в состоянии воспринимать большие объёмы информации, у них развивается «клиповое мышление». Они не могут пересказать содержание короткой сказки, но могут наизусть рассказать о героях мультфильмов, цитировать их.

         Пятая проблема: компьютер принимает решения за ребенка. Ребёнок думает, что это именно он выбирает правильное решение. Заранее спрогнозированный ход игры даёт ребёнку ощущение того, что это именно он решает судьбу того или иного персонажа. Он представляет себя маленьким властителем мира, не догадываясь, что все решения уже приняты за него создателями игры.

         Шестая проблема: формирование низкой самооценки. В большинстве случаев наблюдается у девочек. Малышкам с раннего детства закладывают «идеал» красоты, который не имеет ничего общего с реальной жизнью. Достижение фантастических идеалов затмевают реалии. Главное - это внешность, всё остальное уходит на второй план. Не зря же самые успешные персонажи в играх и мультфильмах невероятно красивы. Если у ребёнка наблюдаются отклонения от этих вымышленных стандартов, он сразу становится изгоем и объектом для насмешек.

         Седьмая проблема: манипулирование взрослыми. Дети очень быстро осознают, что своими криками и истериками могут добиться от взрослых желаемых игрушек, красивой одежды, сладостей. Они часто ставят свои условия родителям: «Я уберу игрушки, если ты дашь телефон», или «Я пойду в сад, если купишь это платье», или «Я буду кушать, если купишь Киндер-сюрприз». Такую модель поведения ребёнок усваивает из современных мультфильмов: «Всего можно добиться криками и слезами».

         Стоит ли исключить гаджеты из жизни ребёнка? Совсем исключить их из жизни - не получится. Решение должны принимать все родители индивидуально. Необходимо очень внимательно и рационально подходить к этому виду обучения и развлечения.