«Сидим дома» «Пальчики помогают говорить». Консультация для родителей

Бабинцева Наталья Алексеевна

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант

Всякая игра нужна и важнее многих дел. Лев Толстой
Залог хорошей игры - мама и папа, играющие с детьми. Ася Ванякина
Игра — это наивысшая форма исследования. Альберт Эйнштейн
В игре детей есть часто смысл глубокий. Иоганн Фридрих Шиллер
Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Максим Горький

     Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, на карантине, дома, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш.

Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за развитие  речи за и движения пальцев рук  и расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

В России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки»«Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры для мальчишек.

«Вертолет»

(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета)

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Сегодня праздник всех отцов, 

(сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов, 

(хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, 

(из ладошек делают «домик»)

Всех нас от бед отгородить! 

(сжимают и разжимают пальцы)

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами).
Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук).
Два — больших и крепких (Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие).
И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)
Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы).
Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы)
Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — (Показывают мизинцы)
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке)
Будем молодцев считать. (Начиная с мизинца, затем на правой руке).
Пальцы встали дружно в ряд — (Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их).
Десять крепеньких солдат. (Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши).

"Капитан"

Я плыву на лодке белой  -   По волнам с жемчужной пеной.

(концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв как лодка)

Я - отважный капитан,Мне не страшен ураган.

(проговаривая стишок, показывать, качается на волнах, а затем плавными движениями рук сами волны, потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе)

Чайки белые кружатся, тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо - страны, посмотрев на океаны,

(выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок)

Путешественник-герой к маме я вернусь домой.

(плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)

"Солдаты"

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.

(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

"Наша армия"

Аты – баты! Аты – баты!

(поочередно шагают указательным

и средним пальцами то правой, то левой руки)

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.

(по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)

Если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику и в этом помогут пальчиковые игры.

Литература:

Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.