В помощь родителям: Лексическая тема НАСЕКОМЫЕ

В помощь родителям: Лексическая тема НАСЕКОМЫЕ

Для детей 4-5 лет


1. Рекомендую во время прогулки с ребенком в лесу, в парке, на даче найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, стрекозу, бабочку, божью коровку, комара, и жуков, муху. Сформировать обобщающее понятие "насекомые".

2. Рассказать ребенку, какую пользу приносят эти насекомые.

3. Объяснить, что муха - вредное насекомое.

4. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Комар - комарик.
Муравей - муравейка, муравлик, муравушка.
Муха - мушка.
И т.д.

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

7. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
И т. д.

8. Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки.

Сорвать цветок я захотел,
А он… вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком.
(Пчела)

9. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Шмель

Шмель тяжелый, полосатый
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал:
- Трудна работа!
Нет в саду цветам и счета.

(Е. Фейерабенд)


Про шмеля

Шмель шнырял, шуршал в шалфее.
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил
Даже шершня разбудил.

(А. Пудваль)

10. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(махать ладошками)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза
(на каждое название насекомого загибать пальчик)
Пожужжали, полетали,
(махать ладошками)
От усталости упали
(уронить ладони на колени)

Села пчелка на цветок,
Пьет она душистый сок
(вытянуть указательный палец правой руки
и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки)


Для детей 5-7 лет

1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.

2. Рассмотрите насекомых (в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.

3. Уточните, знает ли ребенок, какую пользу приносят насекомые.

4. Напомните, что муха - вредное насекомое, она является переносчиком различных заболеваний.

5. Упражнение "Подбери признак" - учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.

Бабочка (какая?) ...
Муравей (какой?) ....

6. "Закончи предложение" - упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.

Муравей сидел около ...
Божья коровка ползла по ...
Жук спрятался под ...
Муха села на ...
Гусеница сидела на ...
Муха ползла по ...

7. Упражнение "Узнай, чье крылышко" на употребление родительного падежа существительных в единственном числе.

Бабочки, стрекозы, мухи и т.д.

8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
И т. д.

9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Комар - комарик.
Муравей - муравейка, муравлик, муравушка.
Муха - мушка.
И т.д.

10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И так далее.

11. Упражнение "Бывает - не бывает" на понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.

12. Развитие логического мышления. Продолжаем учиться отгадывать загадки.

Как называется дом муравьев?
(муравейник)

Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(пчела)

13. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).

Я - веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужжу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими.)

Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!
(Сжать кулачок, указательный палец вперед - это "хоботок". Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз - это "лапки".)

14. Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
Выучить стихотворение.

Скучать некогда

Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!


Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.

(З. Александрова)

15. Развитие связной устной речи.
Пересказ с опорой на вопросы.

Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.
- Что нашла Сима?
- Какого цвета был жук?
- Куда посадила Сима жука?
- Что сделал жук?

16. Ознакомление с художественной литературой.

1). Прочитать ребенку басню И. А. Крылова "Стрекоза и муравей". Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

2). Словарная работа. Объяснить ребенку, что такое басня.

БАСНЯ - краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль - поучение, ради которого басня и писалась.