Консультация для родителей

Берсенева Елена Николаевна
«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной среде обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная. У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать историко-географические знания о родном крае, нравственно-патриотические качества личности. Особое значение приобретает краеведческий принцип отбора содержания знаний не только о естественной природе, но и обо всех компонентах, составляющих среду жизни человека. В связи с этим, работа направлена на воспитаниеу детей дошкольного возраста представлений и знаний о прошлом и настоящем родного края, города, начал экологической культуры. Решаются следующие задачи: Формирование представления о родном городе и крае; положительного отношения к своей малой родине. Обогащение знаний детей о достопримечательностях города. Воспитание у детей любови к Родине, Отечеству, нравственно - патриотических качества личности. Необходимо знакомить дошкольников с родным краем, начиная с улицы, на которой он живет, с микрорайона, где находится его детский сад. В старшем дошкольном возрасте знакомить с историей микрорайона, города, с его достопримечательностями, известными людьми, прославившими свой город, с памятниками архитектуры. В детском саду работа ведется вовремя НОД по окружающему миру, речевому развитию, ознакомления с художественной литературой и фольклором, физическому развитию, продуктивной деятельности и в свободной от занятий деятельности. Большую помощь и поддержку в реализации данного направления должны оказывать родители при организации экскурсий по городу, оформлении тематических выставок, участии в конкурсах рисунков, поделок. В ДОУ работа ведется по основным видам деятельности: Коммуникативная (проведение бесед, составление рассказов и др.), Познавательно-исследовательская (формирование бережного отношения к природе родного края через наблюдение за окружающим миром; знакомство с достопримечательностями города, республики, с интересными местами, знаменитыми людьми и т. п.) Чтение художественной литературы (чтение сказок и рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны, края, города; знакомство с мордовскими поэтами и писателями и т. п.) Музыкально-художественная (слушание и разучивание песен, знакомство с известными мордовскими композиторами) Двигательная (развитие таких качеств как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием, через мордовские народные игры) Продуктивная (развитие творчества в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством; художниками города и т.п.) Трудовая (формирование уважения к труду людей через приобщение дошкольников к трудовой деятельности, знакомство с трудом жителей города, республики); Дети знакомятся с творчеством писателей и поэтов, художников и композиторов Мордовии; по окружающему миру изучают темы: «Наш город», «Экскурсия в музей родного города», «Природа родного края», «Растения и животный, занесенные в Красную книгу Мордовии» и др.; дети знакомятся с историей возникновения современного города Саранск, ремеслами жителей, именами в истории Мордовии, достопримечательностями и интересными местами родного края, города. Работа продолжается во время продуктивной деятельности, запланированы темы: «Микрорайон города», «Улица нашего города», «Флаг моей малой Родины – Мордовии» и др. Большое время в ознакомлении детей с городом отводится целевым прогулкам и экскурсиям по городу, во время их проведения дошкольники наблюдают за внешним оформлением (дизайном) зданий, у них уточняются и расширяются знания об улицах родного города, о назначении различных видов зданий. Опыт работ обобщен во время реализации долгосрочного проекта «Мордовия – мой край родной». Результатами совместного сотрудничества с родителями в данном направлении является: Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста по данному направлению. Родители принимают активное участие в формировании у детей знаний о родном крае, городе. Родители участвуют в организации экскурсии по городу. Дети принимают участие в конкурсах и викторинах «Знай и люби свой город» и др. Дети совместно с родителями, воспитателями принимают участие в выставках творческих работ.