Организация и содержание речевого центра в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Сбойчакова Марина Григорьевна

Одной из ведущих задач,которые решают дошкольные образовательные  учреждения,является речевое развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rechevoy_tsentr.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация и содержание речевого центра в старшей группе ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО»

Сбойчакова Марина Григорьевна

Воспитатель

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников, имеющих различные речевые патологии, становится всё больше. Проблема речевого развития – одна из самых актуальных в нашем современном обществе.

В нашей группе для полноценного речевого развития детей организован центр речевого развития.

Цель речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Работа организованного нами речевого центра направлена на реализацию следующих задач:

  • Формирование фонематического восприятия и слуха.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  • Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики.

Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр:

-пособия для проведения артикуляционных упражнений,

-пособия для развития дыхания (Тренажеры, надувные игрушки),

-материалы для формирования лексико-грамматических категорий («Кто где живет?», «Фразовый конструктор»),

-разнообразные дидактические, настольно-печатные игры

 для развития связной речи («Сладкоежка Карлсон»,  «Угости поросёнка»),

-материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов,

- игры для развития мелкой моторики рук.

Хозяйкой и главной героиней нашего речевого центра является «Лягушка-говорушка», сшитая из зеленого фетра с ярким красным язычком, которая всегда «встречает» своих друзей. Глядя на её необычно длинный язычок, детям так и хочется говорить, смотреть на себя в зеркало, выполняя знакомые артикуляционные упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом («Улыбка-трубочка», «Вкусное варенье», «Часики» и т.д).

Для развития мелкой моторики, связной и диалогической речи в центре речевого развития есть мягкие дидактические игрушки, сделанные своими руками:

  • «Чудо-мячик» - это мягкая игрушка в форме мяча с кармашками в виде окошек и с фетровыми персонажами внутри кармашков (рыбки, осьминожьи, медузы).  Дети использую эту игрушку в самостоятельной игровой деятельности, придумывают свой сказочный сюжет, тем самым у них активизируется словарный запас.
  • Игрушка-панно «Волшебный коврик» - представляет собой тканевую фетровую основу с нашитыми элементами: солнышко, лучики, тучки, корзинки, цветы, деревья. Панно предполагает плетение косичек в три и более пряди, пристёгивание и отстёгивание  лепестков ромашки, перебирание бусинок на паутине, одевание и раздевание волшебного гномика. Используя это панно в игровой деятельности, дети развивают мелкую моторику рук и связную речь.
  • Мягкая игрушка «Робот» - сшит из синего тканевого материала, состоит из трёх кубов разного размера, которые соединяются между собой липучками, замочками, кнопками. Для мальчиков «Робот» - любимая мягкая игрушка. Они со сверкающими глазами собирают робота, тем самым у них развивается мелкая моторика рук.

Речевой центр в группе расположен рядом с книжным центром. Для формирования связной речи, мы используем сказки, авторами которых являются родители, а героями – их дети. Это стало уже традицией в нашей группе. Дети с большим удовольствием приносят в детский садик книжки-самоделки («В гостях у Бабушки», «Мой летний отдых»), а так же книжки, сделанные в процессе проектной деятельности («История деревянной ложки», «Моя первая ложечка»). Книжки являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи. Дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста в центре речевого развития есть игры, пособия, демонстрационный материал по подготовке детей к обучению грамоте: дидактическая игра «Буква за буквой», «Азбука в картинках», «Какая буква в окошке?», наглядно-дидактическое пособие «Звучащее слово» (автор Г.А. Туманова).

 В нашем центре так же имеются дидактические игры, сделанные своими руками:

1. Игры для формирования звукопроизношения («Логопедическая ромашка», «Веселая рыбалка»)

2. Игры на дифференциацию звуков («Божья коровка», «Улей»)

3. Серии картинок для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты)

Особое место в нашем центре занимает методическая литература, которая в условиях реализации ФГОС подбирается нами по принципу тематического планирования.

В сочетании с традиционными методами по коррекции речи (наглядные, словесные, практические), мы внедряем и нетрадиционные методы:

- метод наглядного моделирования, который помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложения). На разных этапах и в зависимости от индивидуальных особенностях детей, мы используем различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, мнемотаблицы.

 - элементы психогимнастики для коррекции интонационной выразительности у детей, для преодоления барьеров в общении со сверстниками и взрослыми.  

Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.