Использование игровых приемов в развитии диалогической речи у дошкольников с ОНР

Штиньовская Анна Александровна

«Использование  игровых  приемов  в  развитии  диалогической  речи  у дошкольников  с  ОНР»

Общение,  совместная деятельность со сверстниками, являются важнейшими факторами психического развития детей дошкольного возраста. В ходе общения у ребенка формируются умения вступать в контакт с другим ребенком и взрослым, организовывать и поддерживать взаимоотношения, понимать партнера, оформляются и развиваются средства  коммуникации.

Одна из основных задач развития речи — это формирование диалогической речи. В ходе целенаправленного воспитания правильной речи необходимо учитывать речевую среду ребенка, его социальное общество, индивидуальные особенности и познавательную активность.

Речевое развитие детей с ОНР протекает в процессе их ведущей деятельности - в игре, так как в этом виде деятельности у ребенка возникает желание активно использовать в своей речи слова, фразы и новые речевые обороты.

При организации игры  учитываются психические особенности дошкольников с ОНР и их возможности. Их общение имеет эпизодический характер, некоторые дети любят играть одни, на занятиях дети также предпочитают работать одни. Когда в игру детей подключается другой ребенок, то их действия в игре имеют несогласованный характер.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы и приемы.

1. Беседа - как целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Ценность приема в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь.

Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.

2. Рассказывание – игровой приём, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии сюжетных картинок.

3.Ориентировка на партнера,  приём для развития умений слушать и слышать  голос, речь собеседника. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?».

4.  Приём совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек.

5. Игровой приём, включающий в себя установку на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».

6.Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения).

7.Чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить форму различных высказываний, правила  очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

8.Сюжетно-ролевые игры. Игры которые создаются самими детьми при руководстве взрослым. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности. Иногда эти игры называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе игровых действий.

9.Театрализованные игры – вид игр, предполагающих наличие зрителей (сверстников, младших детей, родителей). В процессе игр данного вида происходит формирование умений при помощи изобразительных средств (интонация, мимика, жесты) точного воспроизведения идеи художественного произведения и авторского текста. Данный вид игр является достаточно сложным, поэтому предполагает участие взрослых.

10. Дидактические игры, или игры с правилами, оказывают большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается на усвоение познавательного содержания, на формы взаимодействия детей друг с другом  (лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки). Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры является ведущей, но потом дети начинают управлять играми самостоятельно.

11.Подвижные игры — сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

12.Ролевые игры определяют выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях, что помогает овладеть навыками и умениями

диалогической речи в условиях межличностного общения.

13. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. В  играх-инсценировках дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

14.Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески».

15.Игры-драматизации – являются благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации.

Игра является ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста.  Именно этот вид деятельности является наиболее эффективным методом развития диалогической речи. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Игровые упражнения в диалоге разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги без опоры на литературный образец, приближают их к реальному общению.

Игры с успехом  применяют на занятиях, и в повседневной жизни ребенка, обеспечивая развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной и комфортной для детей форме.