Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Василевская  Светлана Алексеевна

Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Американский педагог Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе я выбрала тему «Великий праздник-День Победы»

».

Целью работы стало: создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

Образовательные:

- сформировать представления детей о Российской армии;

- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы.

Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;                                          

-Формировать у детей интерес к истории своей семьи в военные годы.                                                                                                     - Познакомить с произведениями искусства, художественной литературы и музыки военных лет;                                                  

Развивающие:

- вызывать желание больше узнать о защитниках Отечества.

(Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);

- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;

- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.

- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Участниками проектов: дети; воспитатели; музыкальный руководитель; родители.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков«Моя семья. Мой дом»«Детский сад», "Моя малая родина", "Родная страна", "Наша Армия"

Со всеми участниками Проекта необходимо проводить тематические встречи- «Сильны и могучи богатыри славной Руси»«Наша армия»«Рода войск»«А как это было?»«На передовой или фронтовые будни»«О наградах» и беседы о характере богатырей Руси и защитниках Родины с рассматриванием картины «Богатыри» В. Васнецова, о Российской армии (погонах, знаках отличия, званиях, родах войск).

Для реализации своего проекта мне необходимо:

1. Изучить опыты передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно-развивающую среду в группе (центр «Моя Родина Россия, и малая Родина –г. Вольск»,атрибуты для сюжетно ролевых игр.).

3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мои воспитанники старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к произведениям художественной литературы, поэтому я знакомлю их с рассказами о военной службе, защитниках нашей Родины в годы ВОВ, Российской армии, русских богатырях.

Также необходимо детей знакомить с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе, а также с энциклопедиями о воинах, «Стрелковом оружии».

Прослушивание Сообщения Совинформбюро о начале войны, просмотр презентации «Детям о войне».

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников -игра, в рамках реализации Проекта планируются и проводятся игры патриотического направления:

1. дидактические«Подбери картинку»«Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику»«Боевые медали»«Чья форма?»«Военная техника»«Рода войск»«Морской бой»;

2. сюжетно-ролевые«На заставе»«Пограничники»«Танкисты»«Летчики»«Военный парад»«Связисты»«Защита границ»«Строим крепость»;

3. спортивные досуги«Русские богатыри»«Мы защитники Отечества!»«Смелые, сильные, ловкие»«Зарница»«Нашей Родины сыны нынче прославляются»«Богатырские состязания».

Активное участие родителей в таких мероприятиях очень нравится детям. Ведь для ребёнка нет ничего лучше, чем поиграть вместе с папой и мамой, продемонстрировать им свою ловкость и умения. Именно такие мероприятия оставляют яркие впечатления не только у детей, но и родителей.

4. Также в рамках реализации Проекта по нравственно- патриотическому воспитанию особенно запоминающимися событиями для детей будут встречи с солдатами Российской армии и ветеранами боевых действий. Совместные игры и творчество, а главное - их рассказы о воинской службе, о событиях происходящих на полях сражений производят такое впечатление, что почти все мальчики и даже девочки принимают решение, что после д/с обязательно пойдут служить в армию.

5. Формированию у детей любви к Родине, уважение к Российской армии и солдату способствует также художественная деятельность. Рассматриваем репродукций картин и плакатов на военную тематику. Лепка фигур на темы «Пограничник с собакой»«Военная техника»«Герои», рисунки боевых машин, портретов героев, солдат, изготовление аппликаций-подарков папам, дедушкам, гостям солдатам и ветеранам, конструирование танков, крепостей, самолетов, кораблей, оружия и т. д. Совместное творчество с воспитателями по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, а также режиссерским по данной тематике, создание групповых стенгазет, альбомов.

6. Слушание таких известных песен, как «Священная война»«Катюша»«Темная ночь»«Вечный огонь»«Пусть всегда будет солнце», а также мелодии «Марш Победы» М. Старокадомского«Военный марш» Г. Свиридова, «Прощание славянки» В. Агапкина, «Праздничный марш»В. Рупова.

7. Разучивание песни («Всавайте, люди русские!»«Синий платочек»«Безкозырка белая»«Бравые солдаты»«Мы-солдаты»«Я встану на посту»«Мой папа»«Идет солдат по городу»«Буду военным», А. Ермолова «Прадедушка»«День Победы» и др.) и танцы («Моряки, «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой).

8. Вместе с родителями и педагогами организовать познавательные экскурсии в музей боевой славы, возложить цветы к «Вечному огню».

9. Организовывать всевозможные выставки в ДОУ: книг на тему «Патриотическое воспитание детей», очередной выпуск газеты «Радужный вестник» приуроченный к празднованию Дня Победы, стенгазеты«Никто не забыт»«Помним, гордимся, любим!» выставка совместных творческих работ, фотовыставка «Кто подарил нам этот МИР» (дедушки, бабушки – свидетели и участники Великой Отечественной войны,детского творчества-рисунков«Рисуют мальчики и девочки Победу»«Доблесть воина в рисунках», семейных праздничных открыток и плакатов «Нет войне!».

10. Анкетирование родителей «Формирование у детей знаний о войне».

11. Консультации для родителей «Уроки гражданственности»«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»;

12. Оказание помощи в пополнении дидактических игр, детской художественной литературы, аудио-видеофильмов для детей.

13. Домашнее задание с родителями – рисование и изготовление необходимого материала по данной теме.

14. Участие в изготовлении пособий, дидактических игр.

15. Оказание помощи в проведении выставок.

16. Изготовление атрибутов и костюмов к играм и тематическому занятию.

17. Организация экскурсий с детьми в детскую библиотеку.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Организуя проектную деятельность, я отражаю её в календарных планах. Так как он реализуется во все отрезки времени, в ходе режимных моментов, через разные формы совместной деятельности.