Учись, малыш, дышать правильно!

Борисова Надежда Сергеевна

Рекомендации для родителей


        Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постоянно становиться непроизвольным и организованным.
       Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.
       В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационально использовать запас воздуха во время речи.
       Для этого необходимо приучать мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания предлагаю учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.
Комплекс дыхательных упражнений
1. «Трубач». Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Стараться как можно дольше дуть в «трубу».
2. «Ворона». Дети стоят, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести «Кар».
3. «Поиграем животиками». Лежа на спине, руки на животе. Глубоко вдохнуть – живот надуть, выдох – живот втянуть. Можно на живот положить небольшую игрушку.
4. «Веселые шаги». Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивается продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.
5. «Упрямая свеча» Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, ее будет трудно погасить, а сделать это обязательно надо. Сделать вдох, задержать дыхание на секунду и дунуть на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся вниз живот? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота.