Главные вкладки

    Сенсорное воспитание детей раннего возраста

    Ирина Николаевна Ильичева
    "Игра, как средство сенсорного развития ребенка раннего дошкольного возраста"
    Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
    В этом возрасте ребенок знакомится с сенсорными эталонами. узнает их и начинает изучать и применять на практике, через познание окружающего мира. Умение рассматривать,
    воспринимать предметы и явления формируется в раннем возрасте, детьми до 3 лет. Дети начинают рассматривать предметы, слушать звуки, воспринимать окружающий их мир.
    Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они
    затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь
    предмет, то затем трудно изобразить его, построить что- то из кубиков или конструктора, показать его руками или попробовать сказать словами. 
    Сенсорное развитие всегда осуществляться в неразрывной связи с игровой деятельностью. Ведь через игру, малыши узнают мир. узнают предметы и быт . При этом неправильно
    было бы думать, что любая конструктивная, изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность
    и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития. Расширяя и углубляя знания,представления о предметах, формируются новые умения
    и навыки у маленьких детей. Одновременно дети познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д. Узнают все признаки предмета через тактильные,
    обонятельные и осязательные и зрительные сенсорные эталоны. Более простые - сенсорные процессы, дают толчок к следующей ступени развития ребенка - мыслительным
     
    Можно использовать некоторые дидактические игры: 
    БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ( величина)                                                                                           
    Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине                                        
    Оборудование: четыре больших и четыре маленьких шарика( мячика)(приблизительно 3 и 1см) одинакового цвета. Мишка, кукла и корзиночка.                                                            
     ребенка чередовать предметы по величине                                   
    Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и
    вынимая из корзинки, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие шарики ( мячики). Сказав, что кукла попросила раздать ей и Мишке одинаковые по цвету
    шарики ( мячики) , но разные по размеру. Ей- большие, а Мишке- маленькие
    СЛОЖИ МАТРЕШКУ( величина и цвет)                                                                                     
    Цель:  Научить ребенка  различать предметы по цвету и величене.                                                                           
    Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.                                                                                                                         
    Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, дай посмотрю, что у тебя в нутри ».
    Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с
    большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ 4.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья подготовлена воспитателем группы "Малыш" Ильичевой И.Н. 2020 год

    "Игра, как средство сенсорного развития ребенка раннего дошкольного возраста"

    Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В этом возрасте ребенок знакомится с сенсорными эталонами. узнает их и начинает изучать и применять на практике, через познание окружающего мира. Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется в раннем возрасте, детьми до 3 лет. Дети начинают рассматривать предметы, слушать звуки, воспринимать окружающий их мир. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его, построить что- то из кубиков или конструктора, показать его руками или попробовать сказать словами. Сенсорное развитие всегда осуществляться в неразрывной связи с игровой деятельностью. Ведь через игру, малыши узнают мир. узнают предметы и быт . При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития. Расширяя и углубляя знания,представления о предметах, формируются новые умения и навыки у маленьких детей. Одновременно дети познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д. Узнают все признаки предмета через тактильные, обонятельные и осязательные и зрительные сенсорные эталоны. Более простые - сенсорные процессы, дают толчок к следующей ступени развития ребенка - мыслительным. Овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.                                                                    В процессе сенсорного развития важно учитывать, что познавательные возможности ребенка трех лет еще не велики, не совершенны. Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.

    Можно использовать некоторые дидактические игры:                                                  БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ( величина)                                                                                           Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине                                        Оборудование: четыре больших и четыре маленьких шарика( мячика)(приблизительно 3 и 1см) одинакового цвета. Мишка, кукла и корзиночка.                                                            Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие шарики ( мячики). Сказав, что кукла попросила раздать ей и Мишке одинаковые по цвету шарики ( мячики) , но разные по размеру. Ей- большие, а Мишке- маленькие. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно сделать, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать игру и брать сначала по одному шарику( мячику), например раздать все большие или маленькие, а затем усложнив игру- Чередовать: маленький, затем большой. Затем кукле и Мишке показывают, что в корзиночке ничего не осталось, все раздали.

    СЛОЖИ МАТРЕШКУ( величина и цвет)                                                                                       Цель:  Научить ребенка  различать предметы по цвету и величене.                                                                                                                                 Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.                                                                                                                          Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.