МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Халидуллина Танзиля Наилевна

Халидуллина Т.Н.,

МАДОУ «Детский сад № 40»

 Г. Тобольска

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

     Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Но на просьбу рассказать о ней, описывают её очень сбивчиво, косноязычно. Дети затрудняются выстроить цепочку рассказа, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Это свидетельствует о том, что у детей наблюдается  скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, пересказывать художественные произведения, сочинять свои собственные истории. В связи с этим актуальным становится необходимость подбора наиболее оптимальных методов и приемов для познавательно -  речевого развития дошкольников. При этом следует учитывать, что дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту, так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Наиболее эффективной на наш взгляд, является технология мнемотехника.  Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Данная технология способствует развитию связной речи дошкольников, позволяет  расширить и обогатить словарный запас детей.

Преимущество мнемотехники заключается в том, что работа с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, а главное понятным детям. Организация образовательного процесса с использованием мнемотехники строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, принципов интеграции и развивающего обучения, в соответствии с которыми главной целью является развитие ребенка.

На начальном этапе для решения образовательных задач работа строится с мнемоквадратами, которые описывают только одно свойство предмета: цвет, форма, материал.  При этом  ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами -  видит, руками  - определяет форму, материал, носом -  чувствует запах, ушами - слышит звуки, речь. И уже на основе полученного опыта выстраивается дальнейшее общение с ребенком. Например, показывая карточку с изображением мяча, дети рассказывают, что он резиновый, круглой формы, разноцветный, большой.

Затем из отдельных квадратов выстраиваются мнемодорожки, по которым дети составляют связные рассказы. При изложении сказки, небольшого рассказа, а так же при составлении описательного рассказа, детям предлагается придумать самим модели - заместители, что вызывает у них большой интерес и желание самостоятельно представить  какой - нибудь сюжет или героя. От отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связных высказываний. Так появился на свет наш первый рассказ о лисе, рыжей плутовке, живущей в лесу.

Для заучивания стихов и пересказа различных художественных произведений используются мнемотаблицы, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых основных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от реализуемого проекта. Количество квадратов не должно превышать девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка. Для детей  лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, колобок – жёлтый. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры: круг, квадрат, или треугольник. Первое знакомство с мнемотаблицей проходит обычно в форме игры «Угадай". С большим удовольствием дети угадывают задуманный предмет, используя информацию, расположенную в квадратах. А затем с огромным удовольствием придумывают сами свои загадки для игры. При этом постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов.

Считаю, чем раньше начать использовать технологию мнемотехника, тем эффективнее будет познавательно – речевое развитие дошкольников.

 

Литература

1.   Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в развитии речи дошкольников // Начальная школа: плюс-минус .- 2007.- № 5.- С.54.

2.   Т. Ткаченко - журнал //Дошкольное воспитание.-1990.- №10. - С.16-21.

3.   Большева Т. В. //Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники - Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. С. 96.

4.   Усенко Ю.В. // Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников. Дошкольная педагогика. - 2013. № 9.- С.18-20.         5.   Н. Н. Яковлева // Развитие памяти у детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц математического содержания/ Дошкольная педагогика.2013. №2. С.17-19.
 

Комментарии

Шаихова Наталья Александровна

Тоже в своей работе использую технологию мнемотехники.Очень мне нравится.Спасибо за статью.