В помощь родителям: Основные периоды формирования устной речи

Основные периоды формирования устной речи

С 1 до 3 лет происходит первоначальное овладение речью. Это возможно, если ребенок правильно понимает речь взрослых. Первые детские слова нередко обобщают, например, «ням» — это и процесс кормления, и столовые приборы, и желание кушать. В этом возрасте пропуск отдельных звуков в словах тоже может быть нормой. Показателем нормального формирования речи в этом возрасте может служить тот факт, что ребенка понимают посторонние люди. Даже допуская ошибки, ребенок может объясниться с чужим человеком.

В 2-2,5 года ребенок должен уметь строить простые предложения из 2-3 слов и правильно согласовывать эти слова. Ребенок уже знаком с простыми разницами «один-много», «светло-темно», «холодный-горячий» и т.п. Достаточно легко ориентируется во множестве незнакомых слов, быстро их усваивает и употребляет в своей речи.

С 3 до 5-5,5 лет родителям нужно обращать внимание на грамматические формы детских слов, делать акцент на правильное сочетание, четко произносить окончания. В этот период можно показывать ребенку взаимосвязь между абстрактными для него знаками (буквами и цифрами) и словами, которыми он активно пользуется. Таким образом дети постепенно переходят к освоению чтения и письма. Активно развивайте у детей внимание, память, мышление, воображение, анализ. В этот же период ребенок учится правильно произносить все звуки.

До 5-6 лет ребенок должен полноценно овладеть связной речью. Это не просто набор звуков, а правильная последовательность их произнесения — сочетание в слова. При этом набор слов — это правильное сочетание слов, изменение их формы и правильное построение предложений, простых текстов, которые несут то значение, которое хочет передать ребенок.  

К 6-7 годам речь ребенка полностью сформирована. Ребенок правильно произносит все звуки, умеет находить и вычленять звуки в словах (какой звук первый, какой последний), правильно использует грамматические формы слов, умеет строить рассказы, вопросительные и повествовательные предложения. И в обратном порядке: может выделить одно предложение, одно слово, разделить слово на слоги. То есть еще до школы ребенок учится полноценно пользоваться речью, осваивает ту базу, на которой потом всю жизнь он будет строить свои отношения в коллективе и социуме, познавать окружающий мир.

Большинство звуков ребенок умеет произносить уже к 3 годам. Позже остальных, с 4 до 5 лет, в речи появляются [Л], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ], [Ж], [Р], [Р”]. Последние и самые сложные в произношении – звуки [Р], [Р”]. В среднем эти звуки у детей формируются в возрасте 4-5,5 лет.

Как понять, что нужна помощь специалиста?

Обратитесь за консультацией к логопеду, если в 2-2,5 года ребенок: не произносит четко и правильно слова из 2-3 слогов и не строит предложения из 2-3 слов; не откликается на свое имя; не реагирует на простые слова и просьбы; не реагирует на изменение интонации; мало говорит, пытается передать информацию мимикой и жестами. Либо если в 3-4 года ребенок: продолжает пропускать звуки в словах, меняет порядок слогов в словах, неправильно использует грамматические формы (падежные окончания); не может пересказать содержание рассказа, стишка, сказки; не может объяснить, что он нарисовал, слепил, построил; не может рассказать, что случилось в детском саду; не задает вопросов;  не умеет строить сложные предложения, больше двух-трех слов; избегает общения с детьми и взрослыми; посторонние люди не понимают речь ребенка; А также если в 4,5-5 лет он неправильно произносит звуки, неправильно пользуется составляющими речи (слова, словосочетания, предложения, рассказы). Во всех этих случаях только квалифицированный специалист сможет провести подробную диагностику развития ребенка для его возраста и подобрать необходимую коррекционную программу. Если ваш ребенок дошкольник, что можно сделать этим летом? Лето — отличное время для игр и развлечений. Пусть они будут не только веселыми, но и полезными.

Игры для укрепления мышц речевого аппарата и дыхания

Пускайте мыльные пузыри, надувайте воздушные шары, пускайте пузыри через коктейльную трубочку в воду. 

Постройте на столе лабиринт из карандашей, коробочек, линеек; положите легкий шарик и предложите ребенку дуть на шарик через трубочку и вести струей воздуха по лабиринту. На столе обозначьте ворота и играйте в футбол, забивая легкий мячик струей воздуха через трубочку. Положите на кончик носа ватку и сдуйте ее.

Играйте в кривляк: достать языком нос/подбородок, губы вытянуть трубочкой и растянуть в улыбке, языком облизать губы, надуть обе щеки вместе и поочередно по одной.

Игры на развитие речи

Прочитав сказку или рассказ, задайте вопросы по сюжету: кто куда ходил, кто с кем встретился, что было до и после; спросите какие чувства у ребенка вызвал текст, за кого он переживал и почему, кто из героев понравился и почему. Иногда сами превращайтесь в «почемучек» и на все детские действия спрашивайте: «почему?», «зачем?», «что будет потом?» И обязательно дожидайтесь полных, длинных, развернутых ответов. Поощряйте фантазии ребенка, помогая придумывать рассказы и небылицы про все, что встречается вокруг вас (можно закрепить рисунком, лепкой героя, аппликацией). Можно попросить рассказать куда полетела бабочка, которую вы встретили на улице, и что с ней случилось, придумать историю со своей любимой игрушкой, представить, как живет червячок под землей или как работает строительный кран.

Развитие фонематического слуха, игры со словами

Попросите сказать, какой звук первый, какой последний в произносимом слове (бросаете мячик ребенку, говорите слово, ребенок бросает мячик вам, говорит звук). То же самое в написанном слове — нужно сказать, какая буква первая, какая последняя. Напишите слово, пропустив одну букву и поставив на ее месте точку — какая буква спряталась? (пишите мелом на асфальте, палочкой на песке, маркерами на водной основе). Придумайте слова, которые начинаются на определенную букву (играем с мячиком). Придумайте слова, чтобы заданная буква была в середине слова. Говорите детям простые предложения («Роза расцвела», «ярко светит солнце», «машина едет по дороге») и просите посчитать, сколько в предложениях отдельных слов. Обратите внимание, что для дошкольников предлоги считаются как отдельное слово. Важно поощрять ребенка и при этом фиксировать результат: весело хлопать в ответ на каждое слово, топать ногами, выкладывать камешки, строить паровозики.

Обобщающие игры

Называйте овощи/фрукты/строительную технику/явления природы/ названия строительных инструментов/ украшения/ деревья/ цветы/ насекомые / животные (домашние, дикие, севера или жарких стран). В эту игру весело играть вдвоем или компанией и за каждое новое название давать фишку. 

Придумывайте и называйте качества, признаки, действия животных, насекомых, предметов. Зайчик какой? Серый, пушистый, маленький, пугливый, с зелеными глазами, быстрый. Цветок какой? Нежный, душистый, красный, с круглыми лепестками, на тонкой ножке.  Какие иглы ты знаешь? Швейные, сосновые, еловые, защита животных (еж, дикообраз), медицинские. Что может светить? Солнце, лампочка, доброта, глаза.

Игра с формами слов

Сегодня прилетела зеленая фея и все вокруг позеленело: стол – зеленЫЙ, кружка – зеленАЯ, окно – зеленОЕ, книга – зеленАЯ, тарелки – зеленЫЕ. Играем с феями разных цветов (все окрасилось в красный, оранжевый, желтый, синий, черный, коричневый, фиолетовый…), признаков (все вокруг стало сладкое, красивое, блестящее, липкое, железное, пушистое и пр.)

Игра в противоположности

Вы бросаете мяч и говорите слово, а ребенок придумывает противоположное и возвращает мяч: верх-низ; право — лево; горячий — холодный, пушистый — колючий, твердый — мягкий, сладкий — горький, черный — белый, сильный — слабый.

Такие нехитрые игры не потребуют от вас много времени, но при этом благоприятно скажутся на развитии вашего ребенка.