Главные ориентиры организации логопедической работы

Ноздрачева Елена Николаевна

Деятельность логопеда в 2х словах не описать. Но зато вполне возможно всё стихами рассказать!

* Своевременное обследование детей

Звуки, слоги, и слова мы в игре обследуем, лишь учитывая это – заниматься следует. Чтобы четко говорить, звук поставить в речи, нам зарядку язычка делать надо вместе.

Планирование индивидуальной коррекционной работы

                        Перед зеркалом садимся, затем вместе мы стремимся- змейкой учимся шипеть, гласные умело петь, пчелкой жужжать, как собака рычать.  А чтобы дать ответ на вопросы мои - есть схемы, картинки, ходилки, стихи. Корректируем работу мы с ребенком каждым -индивидуальные занятия - это очень важно! На дом детям задаем выучить загадку, выполнять заданье ловко по своей тетрадке. Много игр, пособий, кукол используем с детьми. чтобы скорее получить результаты мы могли.

* Работа с родителями

Разные вопросы у родителей есть, и ответ на них - не нотация. Помочь, объяснить, проблему учесть - для этого консультация. И на собраниях привлечь вниманье, дать интересное заданье. Как дома заниматься, звуки закреплять, язычок тренировать!

* Взаимосвязь участников образовательного процесса

Делиться опытом? Возможно! На педсовете, семинаре. Раскрыть секреты нам несложно, чтоб педагоги больше знали. Воспитатели в работе очень помогают- с детьми в режимные моменты звуки закрепляют.

* Самообразование в профессиональной деятельности

А чтоб в работе не ошибиться, и понимать, к чему стремиться, чтобы УМК собрать, комплект игр пришлось скомпановать. 

* Обобщение опыта

Простор давая мыслям и делам, задумки воплощаем здесь и там. Коллег своим гореньем зажигаем, на фестивалях, конкурсах блистаем, большой работы опыт есть, побед детей у нас не счесть, и творчество царит у нас всегда, и интересны все наши дела! Живем мы в мире, полном инноваций – на эту тему есть и публикации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как закрепить правильное произношение звуков?

(Памятка для родителей)

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

          Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.

Планируя занятия, помните, что:

Они должны быть систематическими, так как у ребёнка навык формируется в результате постоянного повторения, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

  • Правильно выбирайте время для занятий.
  • продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
  • Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, Избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ»,
  • Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность!

  • «Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.                                                                                                                   Например, для звука «Р»:                                                                                                           _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_.

  •  «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодоча, полка - …, угол - …, лошадь - …, лужа - … (для звука «Л»); шар - …, кошка - …, шкаф - …, шарф - …, ухо - …, карандаш - …, шуба - …, мешок - … и др. (для звука «Ш»).

  •  «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг - …, сестра - …, ковёр - …, муравей - …, рот - …, метро - …, кенгуру - … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей,  игрушка – много …, карандаш – много …, грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец.

  • «Назови ласково». Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

  • «Доскажи словечко».  «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Когда он задумывает слово, попросите его записать так, чтобы вы не видели. Проверив правильность вашей отгадки, вы сможете оценить не только графические навыки ребёнка, но и уровень сформированности звукобуквенного анализа. Если слово не понятно из-за пропусков и перестановок букв, значит, необходима тщательная работа в этом направлении.

Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить.

  • игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

  • Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами.

  • Загадки с нужным звуком. Например:   

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

      Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

Желаю успеха!