Фитбол-аэробика как средство развития ловкости у дошкольников 6 - 7 лет

Воробьева Ольга Сергеевна
Развитие ловкости у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие ловкости у дошкольников67.04 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ПО  ТЕМЕ  

ФИТБОЛ – АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ   6 – 7 ЛЕТ.

                                                                             

                                                              Выполнил: инструктор

                                                           по физической культуре  

                                                           ГБДОУ детсад № 14

                                                           комбинированного вида  

                                                              Пушкинского района  

                                                           Санкт-Петербурга

                                                           

                                                           Воробьева Ольга Сергеевна

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ:

В настоящее время специалисты в сфере физического воспитания широко обсуждают вопросы формирования физических качеств ребенка. Физиологи утверждают, что все физические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо – физиологических, биохимических и психофизиологических особенностей.  Однако все сходятся во мнении, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения возможно существенно влиять на развитие этих качеств. (Степаненкова, 102)

Хорошо организованные групповые занятия физическими упражнениями под руководством квалифицированного воспитателя, инструктора по физической культуре  способствуют развитию ориентировки в пространстве, и во времени, согласованности и координированности движений (собственных и коллективных), точности и ритмичности. Всё это, а также «сам процесс овладения новыми движениями, развитие двигательного анализатора обуславливают возможность совершенствования такого сложного и важного качества, как ловкость.»  (Курамшин, 229)

Достижения современной науки и техники преобразуют условия жизни человека. Увеличение объёма деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, требует проявление находчивости, быстроты реакции, волевого усилия, а также способности к концентрации и  мгновенному переключению внимания.

Всё это, в свою очередь, заметно повышает значение смысловой структуры двигательных актов, усиливая роль центральных нервных механизмов в управлении движениями.

Все названные качества и способности в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость». Именно она отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, способность овладения новыми движениями, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.

Специалистами установлено, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка. Перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную деятельность – наиболее характерное проявление ловкости.

Старший дошкольный возраст признаётся сенситивным периодом для развития ловкости, и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий. Однако, беседы с детьми, анкетирование педагогов и родителей, анализ календарно-тематических планов работы воспитателей подтвердили, что развитию ловкости и в частности совершенствованию двигательных навыков старших дошкольников, не уделяется должного внимания.

Отсутствует последовательное и вариативное обучение физическим упражнениям, дети не могут сознательно и творчески использовать имеющийся двигательный опыт, полученный при организации непосредственно образовательной деятельности физической культурой под руководством инструктора по физическому воспитанию, в игровой и самостоятельной деятельности.

Зачастую, это связано с отсутствием методических рекомендаций по развитию ловкости у дошкольников.

Таким образом, можно выделить очевидное противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития данного психофизического качества  – с другой.

В настоящее время,  перед родителями и педагогами стоит непростая задача: какое направление выбрать для всестороннего физического развития ребёнка.

Среди многообразия форм работы по физическому воспитанию в дошкольной педагогике является фитбол – аэробика. Фитбол – гимнастический мяч диаметром 45 – 85 см., который применяется в оздоровительных целях (в переводе с английского: «fit»  –   оздоровление,  «ball»  – мяч).

Занятия фитбол – аэробикой оказывают положительное действие на весь организм:

–  улучшают эмоционально  –  волевую  и коммуникативную сферу;

– развивают координацию движений и функции равновесия;

– укрепляют мышечный корсет и создают навыки правильной осанки;

– развивают мелкую моторику и речь;

– улучшают функционирование сердечно- сосудистой и дыхательной систем;

– нормализуют работу нервной системы, стимулируют нервно-психическое развитие;

– способствуют профилактике различных заболеваний;

– развивают физические качества.

Проблема развития такого физического качества как ловкость у детей старшего дошкольного возраста – одна из наиболее значимых, но наименее разработанных в теории и методике физического воспитания.

Объект обсуждения:  процесс развития ловкости у дошкольников.

Предмет обсуждения:  занятия фитбол – аэробикой, направленные на развитие ловкости у дошкольников.

Гипотеза обсуждения:

предполагалось, что  систематические занятия  фитбол – аэробикой  с детьми старшего дошкольного возраста будут способствовать  развитию их ловкости.

 ЦЕЛЬ ОБСУЖДЕНИЯ:

выявить влияние занятий фитбол – аэробикой на развитие

 ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Изучить особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить значение занятий фитбол – аэробики для физического развития  дошкольников.
  3. Проверить влияние занятий фитбол – аэробикой на развитие ловкости у детей 6 – 7 лет.

МЕТОДЫ ОБСУЖДЕНИЯ:

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

  1. теоретический анализ литературы и обобщение литературных источников и документов;
  2.  опрос  воспитателей, родителей;
  3.   педагогический эксперимент;
  4. тестирование;
  5.  математико- статистический анализ эмпирических данных.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Педагогический эксперимент был проведен на базе ООО «Пухова опушка» (детский клуб) в Пушкинском районе  Санкт – Петербурга.

В данном эксперименте приняло участие 20 детей 2008 – 2009 года

рождения (6 – 7 лет, мальчики и девочки).

        Продолжительность педагогического эксперимента составило 3 месяца, с 10 декабря 2015 года по 10 марта 2016 года.

        Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Участвующих в исследовании детей разделили на две группы по 10 человек в каждой: экспериментальная (А) и  контрольная (Б) группы.

        Первый этап (10.12.2015 г. – 30.12.2015 г.) состоял из тестирования исходного уровня ловкости, анализа и сравнения этого качества в обеих группах. Проанализировав данные был спланирован учебно – тренировочный процесс для повышения быстроты реакции, развитии ручной ловкости.

Экспериментальная (А) группа начала занятия фитбол - аэробикой, в контрольной группе «Б» проводились занятия по физической культуре по календарному плану..

            Второй этап (11.01.2016-10.02.2016) состоял из реализации и внедрению разработанной комплекса упражнений, трехкратное тестирование обеих групп через каждый месяц.

            Третий этап (11.02.2016-10.03.2016) из анализа и сравнения уровня развития ловкости в обеих группах после эксперимента.

    Приступая к развитию ловкости у дошкольников, необходимо придерживаться  определенной логики построения учебно-воспитательного процесса, потому что неразумное сочетание в занятиях нагрузки различной

функциональной направленности может привести не к улучшению намеченной цели и повышению результата, а,  наоборот, к снижению уровня подготовленности.

            Также мы не забывали про основные физиологические принципы, на которых строятся занятия физической культурой: доступность, систематичность, постепенность; а также, что средства, используемые для развития ловкости должны, как правило, предшествовать средствам на развитие силы и выносливости. Это правило распространяется как на отдельное занятие, так и на недельную, месячную программу.

           Все  занятия мы планировали и проводили так, чтобы в её вводной части  применялись наиболее простые средства развития ловкости.

Постепенно, по мере того, как организм адаптируется к нагрузке, необходимо повысить ее объем и интенсивность, снижая постепенно нагрузку к концу занятия.

            Важной деталью учебно – воспитательного  процесса является чередование очень сложных упражнений с лёгкими, управлять нагрузкой путём включения упражнений на расслабление мышц, менять местами упражнения для различных групп мышц, устанавливать небольшие паузы отдыха.

         Все занятия проводились по одной схеме, в вводной части использовались упражнения с малой интенсивностью, затем  в основной части  интенсивность была увеличена и в заключительной части были использованы  упражнения  на восстановление и расслабление.                

        Для занятий фитбол – аэробикой нам было выделено помещение (гимнастический зал)  в 30  кв. м.; расстояние между детьми (размещенными в шахматном порядке составило) 1, 5 метра, что обеспечило правильное и

безопасное обучение. Помещение было оснащено двумя панарамными окнами: в дневное время  это дало достаточно освещения и  обеспечило  проветриваемость зала, что в свою очередь,  поспособствовало комфортным условиям проведения занятий.

        Первое занятие было посвящено знакомству с физическими свойствами фитбола и правильной посадке на мяче. Для обеспечения безопасности (предупреждения травм) при выполнении упражнений  детям были выданы коврики для физкультурных занятий.  

        При обучении правильной посадке на мяче детям были объяснены приёмы самостраховки при занятиях с фитболами. Правильная посадка обеспечивала не только сохранению равновесия и возможности выполнять упражнения на мяче, но и способствовала проявлению оздоравливающего эффекта от занятий на фитболе. Специально подобранные фитбол – мячи с рожками обеспечивали дополнительную страховку при посадке на мяче. Также рожки на мячах были  использованы нами не только в качестве страховки, но и в качестве  ручки  – держателя при выполнении упражнений, в играх и эстафетах.

        В целях безопасности при занятиях на фитбол – мяче дополнительно были использованы рекомендации специалистов, которые советуют на начальной стадии обучения не переусердствовать в накачивании мяча. Так как слегка не докаченный мяч менее подвижен при посадке на него, и его легче ухватывать и  держать как руками, так и ногами.  

        При подборе мяча учитывались индивидуальные особенности  в показателях роста детей 6 – 7 лет. Учитывая это, нами были подобраны фитбол – мячи диаметром от 45 см. до 55 см. Выбор мяча определялся  таким

образом, чтобы при посадке на мяч  угол между бедром и голенью  составил 90 %  или  немного больше.

        Во избежание  конфликтных ситуаций между детьми  и лёгкости при выборе мяча для занятий нами были использованы однотипные мячи с рожками одинаковой цветовой гаммы (жёлто – красно – зелёной).

        При обучении детей упражнениям с использованием фитбол – мячей

использовались такие методы обучения: как рассказ, показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.

        Показ применялся при ознакомлении с новыми движениями. Движения при этом демонстрировались медленно и по нескольку раз. Часто движения показывались на ребёнке из группы. Таким образом, дети могут лучше уяснить правильность движений и понять, что такое упражнение  под силу выполнить любому  ребёнку, в том числе и ему.

        При занятиях фитбол – аэробикой с дошкольниками эффективным считается приём подражания действиям зверей (птиц, рыб)  или явлениям природы и общественной жизни. Например, подражая движениям кенгуру, дети, входят в образ и  с удовольствием прыгают на фитбол – мячах.  При этом возникают положительные эмоции, что побуждает детей повторять упражнение несколько раз, и как следствие, способствовать закреплению двигательного навыка.  

        Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала, окончания действия и для повышения эмоционального настроя. В качестве звуковых ориентиров нами было использовано музыкальное  сопровождение  (детские песни отечественных авторов), удары в бубен, хлопки в ладоши.

        Стоит отметить, что музыкальное сопровождение (используемое на занятиях фитбол – аэробикой)  содействовало наиболее быстрому, ловкому усвоению движений. В свою очередь, это  способствовало развитию ловкости, как способности быстро обучаться.

        При  занятиях на фитболе нами учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка из группы. Для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности необходима правильная посадка на мяче. Например, если ребёнок неуверенно чувствует себя сидя на фитболе, то не стоит форсировать события и требовать от дошкольника выполнения прыжков на мяче с продвижением вперёд. Необходимо, для начала обучить правильной и уверенной посадке на мяче и закрепить этот навык. Далее, выполнять упражнения,  сидя на мяче, с отрыванием рук от мяча, ног от пола. В перерыве между упражнениями можно применять пружинистые покачивания на мяче и прыжки на месте.

        Первые занятия стоит проводить в умеренном темпе, чтобы обеспечить правильность выполнения движений. Во избежание травматизма необходима постоянная страховка детей. Также важен индивидуальный контроль за правильностью выполнения упражнений: чтобы была ровной осанка, не напрягались мышцы шейного отдела позвоночника и не было резкого запрокидывания головы назад.  

Продолжительность одного занятия составляло 30 минут.

Занятие состояло из вводной, основной и заключительной частей.

  1. Вводная часть включала в себя разминку пальцев, кистей,

круговые движения руками.

Использовались общеразвивающие упражнения:

- (общеразвивающей направленности) сидя на фитболе с малыми массажными мячами (разминание пальцев рук массажными мячами, подкидывание и ловля мячей).

- ловля фитбол – мячей в парах, усложнение задания: подкидывание мяча вверх и бросок мяча товарищу-  по свистку;  или передача (броски друг другу) , а по свистку  –   его перекат мяча своему товарищу.  Реагирование на внезапно возникший сигнал свистка вырабатывает быстроту реакции, что, в свою очередь, стимулирует развитие ловкости у детей.

   В конце вводной части использовались перекаты мячей (упражнение «Водитель «КаМаЗа»); ходьба и бег вокруг мячей «змейкой» (стараясь не задеть мячи), бег вокруг мячей друг за другом, отбивание фитбола от пола.

Стоит отметить, что научиться такому приёму, как отбивание мяча от пола  легче на фитбол – мяче, чем отбиванию баскетбольного или другого малого мяча. Это связано с тем, что площадь соприкосновения ладони и фитбола намного больше, а значит, и попасть по нему проще и удобней.  Таким образом, приловчившись отбивать фитбол – мяч от пола, можно с лёгкостью обучиться отбиванию баскетбольного мяча и других малых мячей.

  1. Основная часть  включала в себя:

Упражнения  на растяжку:

         -  лёжа животом на мяче с продвижением вперёд,

-  лёжа спиной на фитболе (упражнение «мостик»),

- лёжа на полу мяч под ногами, хват мяча ногами и постепенная передача мяча в руки, мяч на полу в руках (руки вытянуты) и в обратную сторону в исходное положение.    

Упражнения на удержание равновесия:

- равновесие в стойке на одной с опорой коленом другой о мяч, руки в стороны;

- равновесие в стойке на одной, другая согнута вперёд, мяч на голове;

- равновесие в положении сидя на мяче, с захватом его ногами, руки в стороны (Кузьмина С.В., Сайкина Е.Г., 2013);

- равновесие в положении сидя на мяче руки в стороны, ноги в стороны.

Развитию ловкости способствуют игры и эстафеты. Соревнуясь между собой, дети проявляют по максимуму свои физические качества: развивая не только быстроту,  но и общую выносливость (когда нет сил бежать,  и ребёнок использует свои внутренние психологические ресурсы), и гибкость, и ловкость, и силу.   В том числе игры и эстафеты формируют личностные психологические качества ребёнка: такие как лидерство, взаимопомощь, смелость, инициативу, трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели и т.п.  

На занятиях фитбол – аэробикой с детьми старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие эстафеты:

- передача мяча  в колоннах через голову;

- бег с отбиванием фитбол – мяча  на расстоянии 10 м. (5 м. отбивание осуществляется двумя руками, 5 метров – отбивание мяча попеременно: то левой, то правой рукой (при этом, упражнение выполнялось из исходного положения  - сед на полу);

- прыжки (сидя на фитболе) с кружка на кружок (лежащими в шахматном порядке на расстоянии 40 см. друг от друга), стараясь попасть на каждый кружок;

-  перекаты мяча между кубами  (расположенными на расстоянии 1 м. друг от друга), стараясь не задеть кубы.

На занятиях для развития ловкости у детей нами применялись различные игры «Прятки», «Второй лишний», «Кислый круг», «Мы в поезде», «Цапля на болоте» (Кузьмина С.В., Сайкина Е.Г., 2013).

  1. Заключительная часть:  

- ходьба на носках и пятках с  мячом в руках (для профилактики плоскостопия);

-  упражнения пальчиковой гимнастики сидя на мяче (с сопровождением стихов, сказок);

-  упражнения на дыхание, релаксация на мяче (встряхивающие движения, растирание рук, ног – самомассаж).

        Во время первого этапа эксперимента в экпериментальной группе         «А» для развития ловкости был применён игровой метод. В качестве средства применялись игры  с использованием фитбол – мяча, предусматривающие реагирование на внезапно появляющиеся сигналы. Комплексные специальные упражнения проводились главным образом в основной части  занятий. На каждом  занятии детьми выполнялись два - три специальных упражнения, и раз в неделю (в четверг), в основной части  выполнялся весь комплекс прыжковых и беговых упражнений. ЧСС во время занятия не превышал 90 – 100 уд/мин.  

Во время второго этапа была увеличена интенсивность объёма нагрузки

и кроме игрового метода был применён соревновательный метод. В качестве

средства были применены игры и эстафеты с использованием фитбол – мяча. ЧСС занимающихся при этом не превышала 100 – 110 уд/мин.

Во время третьего этапа работа была на развитие ловкости за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых повторным и равномерным методом. Интенсивность выполняемых упражнений – умеренная. Продолжительность выполнения упражнений не более 5- 6 минут, при повторениях  5  – 6 раз. ЧСС не должна превышать 120 – 125   уд/мин. При циклических упражнениях  - характер отдыха был пассивный, применялись упражнения на восстановления дыхания и расслабления мышц в течение 1 – 1, 5   минуты. Плотность занятий составляла 50 – 55 %.  

         В контрольной группе «Б»  во время эксперимента проводились занятия по физической культуре по календарному плану.  

К контрольным упражнениям для определения уровня развития ловкости нами были представлены:

- челночный бег на 5х5 м (с перекатом мяча по поверхности пола);

- прыжки (сидя на фитбол – мяче) с продвижением вперёд на расстоянии 10 м. (из исходного положения – сед на полу);

-  отбивание  фитбол – мяча  от пола  с продвижением вперёд на расстоянии 10 м.

     

 

        

        

 Динамика результатов в челночном беге на 5х5 м

(с перекатом мяча по поверхности пола)  в экспериментальной группе «А»

Испытуемый

исходный уровень

1 мес.

2 мес.

3 мес.

1

Витя В.

12,46

12,43

12,40

12,36

2

Петя Ж.

12,58

12,46

12,41

12,35

3

Ира С.

12,52

12,47

12,42

12,36

4

Аня Т.

12,61

12,56

12,51

12,44

5

Дима А.

12,74

12,63

12,59

12,50

6

Диана А.

12,68

12,56

12,51

12,41

7

Егор С.

12,81

12,76

12,72

12,60

8

Федя М.

12,63

12,56

12,50

12,38

9

Bаря C.

12,49

12,39

12,34

12,29

10

Алина А.

12,56

12,47

12,42

12,31

среднее значение

12.61

12,53

12,48

12,40


М=12.61(средн.арифм.)    Сред.квадр.откл.=0,1   Станд.ошибка ср.знач.(m)=0.03

Динамика результатов в челночный бег на 5х5 м

(с перекатом мяча по поверхности пола)   в контрольной группе «Б».

Испытуемый

исходный уровень

1 мес.

      2 мес.

3 мес.

1

Антон С.

12,41

12,38

12, 35

12,31

2

Пелагея М.

12,67

12,5

12,56

12,51

3

Олег Ж.

12,81

12,79

12,75

12,7

4

Виола В.

12,46

12,45

12,41

12,37

5

Маша Ю.

12,49

12,49

12,45

12,40

6

Арина Г.

12,51

12,5

12,46

12,41

7

Миша В.

12,62

12,61

12,57

12,53

8

Алеша А.

12,71

12,68

12,64

12,60

9

Степа П.

12,64

12,6

12,55

12,51

10

Таня К.

12,44

12,4

12,37

12,33

среднее значение

12,62

12,55

12,51

12,47

М=12.62(сред.ариф.)   Сред.квадр.откл.=0,13   Станд.ошибка ср.знач.(m)=0,04

Т(стьюд.)=1  К(степень свободы)=30

Статический вывод. Поскольку Т=1,а граничное Т(гр.)=2,04,то 1  меньше чем 2,04, т.е.Т меньше чем Т(гр.),  поэтому различие между выборками статически недостоверно.

Динамика результатов в прыжках (сидя на фитбол – мяче) с продвижением вперёд на расстоянии 10 м. (из исходного положения – сед на полу)

в экспериментальной группе «А».

Испытуемый

исходный уровень

1 мес.

2 мес.

3 мес.

1

Витя В.

12,47

12,44

12,40

12,34

2

Петя Ж.

12,59

12,47

12,42

12,36

3

Ира С.

12,52

12,47

12,41

12,35

4

Аня Т.

12,61

12,57

12,5

12,41

5

Дима А.

12,74

12,63

12,56

12,5

6

Диана А.

12,69

12,56

12,5

12,42

7

Егор С.

12,81

12,76

12,71

12,62

8

Федя М.

12,64

12,57

12,51

12,43

9

Bаря C.

12,49

12,39

12,3

12,25

10

Алина А.

12,57

12,48

12,42

12,36

среднее значение

12,62

12,53

12,47

12,4

М=12,62   Средн.кв.откл.=0,1   Станд.ошибка ср.=0,03

Динамика результатов в прыжках (сидя на фитбол – мяче) с продвижением вперёд на расстоянии 10 м. (из исходного положения – сед на полу)

в контрольной группе «Б».

Испытуемый

исходный уровень

1 мес.

2 мес.

3 мес.

1

Антон С.

12,42

12,39

12,36

12,31

2

Пелагея М.

12,68

12,59

12,55

12,5

3

Олег Ж.

12,83

12,79

12,73

12,69

4

Виола В.

12,46

12,46

12,41

12,37

5

Маша Ю.

12,49

12,49

12,45

12,4

6

Арина Г.

12,52

12,51

12,47

12,42

7

Миша В.

12,62

12,61

12,58

12,53

8

Алеша А.

12,72

12,68

12,64

12,6

9

Степа П.

12,62

12,61

12,57

12,52

10

Таня К.

12,45

12,42

12,4

12,36

среднее значение

12,63

12,55

12,52

12,47

М=12,63      Сред.квад.отк.=0,1   Станд.ошибка=0,03

Статический вывод. Поскольку Т=1,2,а граничное Т(гр.)=2,04, то 1,2  меньше чем 2,04, т.е.Т меньше чем Т(гр.),  поэтому различие между выборками статически недостоверно.

Динамика результатов в отбивании  фитбол – мяча  от пола  с продвижением вперёд на расстоянии 10 м.  в экспериментальной группе «А».

Испытуемый

исходный уровень

1 мес.

2 мес.

3 мес.

1

Витя В.

14,21

14,15

14,1

13,98

2

Петя Ж.

13,96

13,89

13,82

13,71

3

Ира С.

13,43

13,41

13,36

13,27

4

Аня Т.

13,86

13,76

13,7

13,61

5

Дима А.

13,79

13,76

13,68

13,6

6

Диана А.

13,84

13,73

13,62

13,53

7

Егор С.

13,93

13,86

13,79

13,71

8

Федя М.

13,82

13,74

13,67

13,6

9

Bаря C.

13,61

13,59

13,52

13,41

10

Алина А.

13,54

13,48

13,41

13,31

среднее значение

13,8

13,74

13,67

13,57

М=13,8(сред.ариф.)   Сред.квадр.откл.=0,23   Станд.ошибка ср.знач.(m)=0,08

Динамика результатов в отбивании  фитбол – мяча  от пола  с продвижением вперёд на расстоянии 10 м.   в контрольной группе «Б».

Испытуемый

исходный уровень

1 мес.

2 мес.

3 мес.

1

Антон С.

14,14

14,12

14,08

14

2

Пелагея М.

14,26

14,14

14,09

14,02

3

Олег Ж.

14,01

14,01

13,97

13,91

4

Виола В.

13,93

13,9

13,85

13,81

5

Маша Ю.

13,93

13,6

13,54

13,48

6

Арина Г.

14,13

13,94

13,89

13,82

7

Миша В.

13,46

13,43

13,39

13,33

8

Алеша А.

13,68

13,64

13,6

13,53

9

Степа П.

13,37

13,36

13,31

13,26

10

Таня К.

13,83

13,81

13,74

13,65

среднее значение

13,85

13,8

13,78

13,68

М=13, 85 (сред.ариф.)   Сред.квадр.откл.=0,25   Станд.ошибка ср.знач.(m)=0,08

Т(стьюд.)=0,7  К(степень свободы)=31

Статический вывод. Посколько Т=0,7,а граничное Т(гр.)=2,04,то 0,7 меньше чем 2,04, т.е.Т меньше чем Т(гр.), поэтому различие между выборками статически недоставерно.

                 

             

     Показатели уровня развития ловкости у дошкольников 6 – 7  лет до педагогического эксперимента.

      Показатели

Экспериментальная

группа (n=10)

Контрольная группа

(n=10)

      Достоверность

           различий

    М          

    δ                 

   m

    M

     δ

  m

        t

       P

                                                 Показатели

Бег на 10м. с отбиванием фитбол -мяча

 12,61

  0,1

  0,03

 12,62

 0,1

0,03

0,2

   > 0.05

Прыжки, сидя на фитбол-мяче, на расстоянии 10 м.

 12,62

0,1

 0,03

 12,63

0,1

0,03

0,2

   > 0.05

Бег на 10м. с перекатыванием фитбол-мяча, обегая препятствие

13,8

0,3

0,1

13,85

0,1

0,1

0,3

> 0.05

 

       Показатели уровня развития ловкости у дошкольников 6 – 7  лет после педагогического эксперимента.

      Показатели

Экспериментальная

группа (n=15)

Контрольная группа

(n=15)

       Достоверность

            различий

    М          

    δ                 

   m

    M

     δ

   m

        t

       P

                                                 Показатели

Бег на 10м. с отбиванием фитбол -мяча

 12,4

  0,1

  0,03

 12,47

 0,13

0,04

1

   > 0.05

Прыжки, сидя на фитбол-мяче, на расстоянии 10 м.

 12,4

0,1

 0,03

 12,47

0,1

0,03

1,2

   > 0.05

Бег на 10м. с перекатыванием фитбол-мяча, обегая препятствие

13,57

0,23

0,08

13,68

0,25

0,08

0,7

> 0.05

АННОТАЦИЯ.

1. Для изучения особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы теоретический анализ литературы, опрос родителей, воспитателей.  Анализ  данных источников показал, что развитию ловкости в дошкольной жизни ребёнка не уделяется должного внимания.

Стоит отметить, что  специалисты в области физической культуры отмечают возраст 6 – 7 лет, как сенситивный  период для развития ловкости, когда идёт наиболее заметное увеличение показателей этого психофизического качества. Однако, в силу своей неосведомлённости о значении такого  качества, как ловкость, (и его сенситивных периодах) педагоги и родители не считают нужным формировать и в дальнейшем развивать это качество в ребёнке.

Недостаточность методических пособий  также не даёт возможности законным представителям ребёнка, воспитателям, инструкторам по физической культуре правильно подобрать нужные приёмы и способы по воспитанию, развитию ловкости у дошкольников.

2. Многолетняя практика доказывает, что  фитбол – аэробика   - это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Занятия фитбол – аэробикой способствуют укреплению здоровья ребёнка, коррекции недостатков  его физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Повышение эмоционального настроя от занятий фитбол – аэробикой,  получение позитивных эмоций, создают ощущения радости, удовольствия от выполняемых движений, тем самым повышая интерес к занятиям физическими упражнениями, и как следствие -  формирования положительного отношения к здоровому образу жизни,  спорту и физической культуре в целом.

 3. Проведенный нами педагогический эксперимент показал следующие результаты: уровень развития ловкости, перед началом эксперимента был практически одинаковым как в экспериментальной группе «А», так и в контрольной группе «Б».

По результатам педагогического эксперимента спустя 3 месяца в экспериментальной группе «А», которая занималась фитбол – аэробикой,    существенно увеличились показатели  в отличие от контрольной группы «Б». Различия, между полученными в эксперименте средними арифметическим значениями,  считаются достоверными, а значит – можно говорить о том, что  занятия фитбол -  аэробикой  могут оказывать  влияние  на развития ловкости у дошкольников старшего возраста.   Гипотеза нашего обсуждения нашла своё экспериментальное  подтверждение.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематические занятия фитбол – аэробикой с детьми старшего дошкольного возраста могут способствовать развитию их ловкости. И как следствие,  обогащать двигательный опыт и формировать дополнительные знания, умения и навыки, необходимые для всестороннего развития ребёнка (физического, интеллектуального, духовного, эмоционального), а также его психофизической готовности к учёбе в школе и дальнейшей трудовой деятельности.  

Список используемой литературы:

  1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. — Игры, которые лечат. Для детей

от 5  до 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

  1. Белкина В. Н. Дошкольник: обучение и развитие [Текст]: учебное

Пособие  / В. Н. Белкина, Н.В. Елкина, Н. Н. Васильева, С. И. Земляная, М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1998.– 256 с.

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М, 1991.
  2. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ [Текст]:

учебное  пособие / Н. И. Бочарова – М: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.

  1. Бурбо Л. Фитбол за 10 минут в день/Л. Бурбо. – Ростов н/Д: Феникс,

 2005. – 160 с.

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу,

выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

  1. Вейдер С. Суперфитнес. Лучшие программы мира. – Ростов н/Д, 2006.

 –  288с.

  1. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. — М.,

1983.

  1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей и подростков:

 методические рекомендации к практическим занятиям / Ярославль: Канцлер, 2011. — 65 с.

  1.  Волосникова Т. В., Физическая культура в семье, ДОУ и начальной

школе [Текст]: учебное пособие / Т. В. Волосникова, С.О. Филиппова, В. И. Москаленко, Н. В. Лебедева - М: Школьная пресса, 2005. - 64 с.  

  1.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: учебное

пособие.  - М.: ТЦ «Сфера». 2008. – 160 с.

  1.   Горькова Л.Г. Занятие физической культурой в ДОУ: учебное

пособие/Л. Г. Горькова., А. Обухова. – М.: 2005. – 112 с.

  1.    Доронова Т. Н. Из ДОУ в школу [Текст]: учебное пособие / Т. Н.

 Доронова. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2007. – 232 с.

  1.  Евдокимова Е.А. Фитбол – гимнастика в оздоровлении организма/ Е.А

Евдокимова, Е.Ю. Клубкова. – СПб, 2000.

  1.  Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. — М., 2002.
  2. . Железняк Ю. Д. И др. Педагогическое физкультурно-спортивное

 совершенствование. — М., 2002.

  1.    Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической

 деятельности в физической культуре и спорте : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.

  1.   Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. — М., 1979.
  2.     Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга

 ребёнка. – М. 1973.

  1.  Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения

 оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. –64 с.

  1.  Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. – СПб.,

 2001.

  1.  Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст]:

учебное пособие/ Л. В. Кочеткова. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 105 с.

  1.  Каштанова Г. В. Лечебная физкультура и массаж. Методики

 оздоровления  детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова – М: АРКТИ, 2006. – 104 с.

  1.   Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей

 дошкольного возраста. – М.,1985.

  1.   Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос. –

Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001. – 120 с.

  1.   Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных

 оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2010.

  1.  Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия/ М.: ФиС,1989. – 224 с.
  2. Левченкова Т.В., Сверчкова О.Ю. Малыши на мячах. Практическое

 руководство по использованию гимнастических мячей в общей программе детских оздоровительных тренировок /М.: 2005.

  1.   Лесгафт П.Ф. Воспитание ребёнка. – М.: Книжный Клуб Книговек,

 СПб.: Северо – Запад, 2012. – 416 с.

  1.   Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики/М.:

Федерация аэробики России, 2002.

  1.   Матвеев Л.П. теория и методтка физической культуры. – М., 1991.
  2.   Маханева М. Д. Здоровый ребенок [Текст]: учебное пособие / М. Д.

Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с.  

  1.    Никанорова Т. С. Система оздоровления дошкольников Здоровячок

[Текст]: учебное пособие/ Т. С. Никанорова Е. М. Сергиенко. – Воронеж, 2007. – 85 с.

  1.  Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие

упражнения с речью и музыкой [Текст]: учебное пособие / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 136 с.

  1.  Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников:

учебное пособие/Т.С. Овчинникова А. А. Потапчук. – СПб.: РЕЧЬ, 2002. – 176 с.

  1.  Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.:

 ТерраСпорт, 2000. – 72 с.

  1.   Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей [Текст]:

 учебное пособие / А. А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2007. – 99 с.

  1.   Рунова М. А. Движение день за днем [Текст]: учебное пособие / М. А.

Рунова. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2007. – 96 с.

  1.  Сайкина Е.Г. «Мой весёлый, звонкий мяч» (фитбол- аэробика для

 детей)// Дошкольная педагогика. – СПб., 2005.  

  1.  Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. «Танцы на мячах»: Учебно –

Методическое  пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008,  - 209с.

  1.  Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. Оздоровительно – развивающая

 программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста: СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 31с.

  1.   Сайкина Е.Г. Фирилева Ж.Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая

  гимнастика для детей. Учебно-метод. пос. СПб.; Детство-Пресс, 2007.

  1.     Соломенникова Н. М. Формирование двигательной сферы детей 3-7

 лет: фитбол- гимнастика: [Текст]: конспекты занятий / авт.-сост. Н. М. Соломенникова, Т. Н. Машина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 159 с.

  1.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

 развития ребёнка: Уч. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Э.Я. Степаненкова. 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  1.    Теория физической культуры и спорта. Учеб. Пособие / Сиб. Федер.

ун-т; Сост. Гелецкий В. М..  — Красноярск: ИПК СФУ, 2008. — 342 с.

  1.   Теория и методика физической культуры: Учебник/Под. Ред. Проф.  

Ю.Ф.  Курамшина. – 3 –е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007.

  1.  Тихомирова И.В. Фитнес для ленивых: фитбол дома/ СПб.: Невский

 проспект, 2004. – 160 с.

  1.  Фарфель В.С. Методика определения тонуса симметрии мышц

 туловища. – М., 1975.

  1.  Яковлева Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст]:

учебное пособие / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. - М: ВЛАДОС, 2003.

  1.  Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.

П.  Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1985. — 110с.

  1.   Холодов Ж. К. , Кузнецов В. С. Теория и методика физического

 воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.