Статья ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников

Кадрова Наталья Федоровна

Название статьи

«ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_kadrova_statya_vseros.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Кадрова Наталья Федоровна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №72» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Название статьи

«ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников» 

 Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.
Г. С. Альтшуллер

 

В последние годы распространилось новое направление  в развитие творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Элементы ТРИЗ  прекрасно стали вживаться в дошкольное воспитание.   Смысл его –  развитие  творческих способностей ребенка. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни. Психологи утверждают, что дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
     Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная  к дошкольному возрасту ТРИЗ технология  позволяет  воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне, речи и творческого воображения.
      Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительное творчество. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирование по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.
 Цель введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей
: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изо деятельности.
Основные задачи: 

  • воспитать качества творческой личности;
  • формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:    

 - развитие воображения,
- оригинальности мышления,
- способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,
- находчивости, внимательности и сообразительности.
В работе можно использовать методы:
-ТПФ (типовые приёмы фантазирования);
-РТВ (развитие творческого воображения).
 
Антропоморфизм (когда очеловечиваем природные объекты).
Например, «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, ребята, есть возможность расколдовать их, но с условием - нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил».
Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
  Оживление времён года.
На что похоже.  

  • Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать.
  • Геометрические фигуры – на что они похожи. Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают  более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур и из них нужно составить композицию.
      У Комаровой («Изобразительная деятельность в детском саду») есть тест по изо деятельности на развитие творческого потенциала детей посредством дорисовывания 6 кругов.
  • «Волшебные линии»  -  дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение -  из множества линий создать законченную композицию.
  •  «Волшебный островок» - на лист произвольной формы приклеивается лоскуток или кусочек цветной бумаги и предлагается придумать, что это может быть и дорисовать или доклеить – сделать аппликацию.
  • «Точка путешествует» -  ставят точку, она отправилась в гости к …, потом в магазин, затем в… (проводят линии-траектории движения точки). Затем рассматривают рисунок со всех сторон, определяют на что похоже и дорисовывают образ.
  • «Монотипии сложением» -  нитками, каплями…
  • «Отпечатки» -  ладонями, спичечными коробками и т.д.
  • «Дизайн» своей буквы, вещей…

Ассоциации (беспредметное рисование на тему: «Осень – это…», «Весна – это...»
Противоположности:

  • Классификация по тонам: тёплый-холодный, светлый-тёмный, бледный-насыщенный. Усложнение: зелёный цвет может быть холодным – изумрудным и тёплым – салатовый. По цветовой гамме: однотонный-разноцветный.
  • Контрасты: белый-чёрный, синий-жёлтый, фиолетовый-оранжевый.

Соединение техник и материалов.
Например, рисование мелками и акварелью, мелками и карандашами; использование кисти и тычка; монотипии и традиционного рисования. И. А. Лыкова «Цветные ладошки».
 
А что было потом? Берём, например, сказку «Колобок», вместе вспоминаем сюжет, и предлагаю детям её продолжить: что произошло потом? Кого встретил колобок в лесу? Что он сказал? Что сделал? И прошу дорисовать сказку в соответствии с детской выдумкой.
«Один объект – разные материалы». Предлагается сделать солнышко, используя разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал). Можно включать в рисование.
 
Преобразование. Что нужно сделать с котиком (любым животным), чтобы он стал волшебным. И нарисовать. Можно перед этим применить метод фокальных объектов.
 
Специализация. Перед Новым годом предлагаю детям подарить ёлочки людям разных профессий, но такие, чтобы люди сразу поняли, что ёлочка именно для них. Первое предложение – украсить ёлки профессиональными принадлежностями: для водителя – колёсами, рулём, запчастями.
Аналогичное занятие «Флаконы духов для сказочных персонажей», «Воздушные шарики».
 
Придумать новые волшебные предметы.
Например, подушка - усыплялка.
Новый способ применения предмета: свечи, соли, грунта аквариумного, салфеток.
 
Сказка по кругу. В течение нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.
Дети выбирают фон, набирают предметы, реально относящиеся к фону, и составляют рассказ. Усложнение: на фон выбирают предметы, не относящиеся реально к фону, и составляют рассказ. Усложнение: дети выбирают фон и предметы и передают его соседу. Составляют рассказ.
  
«Чудесный мешочек». В нем прячутся различные предметы, каждый раз разные. Дети  стараются найти им применение, сконструировать поделку. Эта игра  - манипуляция с вещами активнее будит воображение, чем просто рисунок, ведь вещи можно потрогать, ими можно действовать.
 
Эмпатия.
Приём вживания в образ. «Если бы я был существом с другой планеты…». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей. При рисовании цветов и деревьев: «Ты семечко, ты растёшь, что чувствуешь? Каким ты вырастишь и почему? (ухаживали - сильным, красивым, не ухаживали - чахлым, блёклым)», «Я - кот».
Злые персонажи становятся добрыми. «Баба Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу Ягу добрыми.  
Приём вхождения в картину.  Дети рассматривают картину. Предлагаю представить, что ребёнок вошёл в картину и оказался на лугу, в лесу и т.д. Задаю вопросы: «Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил?» Затем путешествует в картину другой ребёнок.
Примеривание образа на кого-то: «Мама - сказочная героиня», «Папа-богатырь», «Люди-животные».
Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.
 
Игровое задание:
-     нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
-     улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
-     позлись, как гром, вихрь, ураган;
-     устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
-     отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
 Разбросать по полу клочки белой бумаги и попросить ребят с опорой на фантазию представить, чем эти клочки могут быть. И соответственным образом отнестись к ним (Цветы на поляне – собрать букеты, понюхать их. Сугроб из снега – слепить снежки. Камешки в речке – перейти по ним на другой берег).
 Словесные приёмы:
Загадки-обманки:
Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
 Во дворе трещит мороз —
 Шапку ты одень на… (не на нос, а на голову)
Просит бабушка Аркашу, из редиска скушать…
(не кашу, а салат)
 
Перепутанные сказки: «Крошечка-шапочка», «Красная ховрошечка», «Гуси-поросята», «Три лебедя».
Предлагаю детям дать правильное название сказкам. Детям нравятся задания на внимание:
- на иллюстрации персонаж удалён, изменён, добавлен;
- кто лишний или кого не хватает.
 
Решаем триз задачи. На сайтах полно тризовских задач.
 
 Как мне повезло, что Я…. Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из     них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…
 
Мозговой штурм. Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…
 
Хорошо-плохо. Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение). Много - мало. Много конфет -  хорошо или плохо…Большой маленький.
Усложнение – цепочка:
- есть мороженое  - это хорошо, потому что вкусно, но может заболеть горло.
- горло болит – это плохо, потому что больно глотать, но хорошо, потому что можно сидеть дома, смотреть телевизор.
- сидеть дома – это плохо, потому что не выпускают на улицу, но хорошо, потому что можно позвать друзей….
Антонимы
1. высокий – низкий
2. закончить самим народные пословицы, например:
ученье свет, а неученье.. ./тьма/,
знай больше, а говори.. /меньше/.
 3.противоположные по назначению/функции:
  волк /злой/ – бабушка /добрая/
  карандаш /пишет/ – резинка /стирает/
  4. находят предмет, который несёт в себе противоречия:
горячий – холодный – утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет)
темный – светлый – тельняшка, черно-белый телевизор и т.д.
Вещи как люди: у нас есть глаза и у… фонаря, машины и т. д.
 
   В результате применения триз технологий дети станут более раскрепощёнными,  у них появится положительное отношение к заданиям творческого характера, постепенно проявится  высокая степень самостоятельности: научатся задавать вопросы, находить на них ответы, размышлять, рассматривая ситуацию с разных сторон, отстаивать своё мнение и уважать чужое, фантазировать,  а так же моделировать нестандартные ситуации.
   Желаю коллегам удачи в развитии творческих способностей воспитанников!