Эссе на конкурс "Воспитатель года - 2020!"

Алексеева Елена Михайловна

 

 

 

       Эссе

« Моя педагогическая философия»

 

 

Детство существует вовсе

не назло воспитателям, оно – дар природы

человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное.

Ш.А. Амонашвили

 

На свете существует огромное количество профессий, каждая из которых интересна и востребована по-своему. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека, это точка  отправления в маршруте будущей жизни. Чем удачнее выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешней будет жизненный путь. Я абсолютно согласна с выражением «Выбери профессию по душе, и тебе

не придется работать ни одного дня в жизни», ведь так случилось и со мной.

Говорят, что человеку при рождении начертана его судьба, что у каждого из нас есть своя дорога жизни. Моя дорога была извилистой и трудной, но если бы она не была такой, она не привела бы меня в детский сад 10 лет назад. Я никогда не думала о профессии воспитателя, но именно в ней я нашла свое призвание! Я воспитатель! Эта  прекрасная профессия позволяет мне ощущать себя здоровой и энергичной несмотря на жизненные трудности, а также дает исключительную возможность заглянуть в мир сказочного детства и фантазии. Для меня «педагог» – это великое призвание, это состояние души, это моя философия. Воспитатель - важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка. И если его качества действительно высоки, а душа открыта, он закладывает в растущем человеке самые ценные знания и моральные устои. Значение этой профессии трудно переоценить, и уважение к ней в любые времена безмерно.

Детский сад – удивительный мир! Его обитатели – удивительные создания! Распахнутые навстречу глаза детей, жадно ловящие каждое мое слово, в которых отражается их добрая, бескорыстная и чистая душа не может оставить меня  равнодушной и вовлекает в этот прекрасный мир фантазий и сказочных историй. Если представить жизнь в виде дома, то детский сад скорее можно отнести к крыльцу, без него конечно можно попасть внутрь, но, сколько это доставляет проблем и неудобств, да и дом уже неполноценен без него. Как раз эти ступени на крылечке это не что иное, как социализация, расширение кругозора, развитие творческого подхода, познавание нового и неизведанного, пунктуальность и многое другое, что открывает дверь во взрослую жизнь. Именно воспитатель помогает маленькому человеку в этом большом мире понять, кто он и на что способен.

Как и многие мои коллеги, в детском саду я провожу половину своей жизни. С полной уверенностью могу сказать, что детский сад давно стал для меня вторым домом. И я счастлива, мне это только в радость. Невозможно описать словами  какой счастье я испытываю, когда ребёнок подаёт мне свою маленькую тёплую ладошку, доверчиво прижимаясь и радуясь нашей встречи. Стоит только заглянуть в искрящиеся от улыбки детские глаза, в которых видно огромное желание делиться со мной  и радостями, и горестями, и сердце тут же тает, и хочется творить что-то новое, прекрасное, необыкновенное. Работая с детьми я каждому отдаю частичку душевного тепла, но от этого я не чувствую никакой потери, а наоборот, получаю больше и больше. Мне хочется, чтобы их день прошел насыщенным, интересным, познавательным. А для этого я должна трудиться с полной отдачей, пополнять свои знания и постоянно самосовершенствоваться.

Великий древнегреческий философ Сократ говорил : «Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.» С этим нельзя не согласится, ведь только увлечённый своим делом педагог сможет увлечь за собой детей. У воспитателя должна быть искра, которую он должен зажечь в детях. Когда передаешь ребятам свой энтузиазм, обучение превращается в необыкновенно интересный и жизненный процесс. У меня очень динамичная жизнь. Каждый день я  учусь новому, что-то планирую, реализую, веду активную деятельность и стараюсь не отставать от новых технологий в области дошкольного образования.

За время моей работы я поняла, что в этой профессии случайных людей нет, ведь не все могут поставить себя на место ребенка и посмотреть на мир его глазами. Судьба свела меня с этими немногими избранными людьми, которые смогли постичь искусство воспитания. И я очень благодарна им.

 У более опытных и старших педагогов я училась нелёгкому мастерству, ведь быть воспитателем – огромная ответственность, такой труд по плечу только тем, кто любит детей и предан своей профессии. Сейчас и  я могу давать советы молодым педагогам, основываясь на своем большом опыте, помогать им  и направлять их молодой энтузиазм в правильное русло.

Каждый день я убеждаюсь в словах швейцарского педагога Г. Песталоцци, практиковавшего педагогику любви: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать». Я мама трех прекрасных дочерей и могу сказать, что дети воспитанные в любви и заботе, будут излучать свет и тепло вокруг. Всю любовь, которую я вкладываю в каждого ребенка,  будет в будущем для него капиталом, с помощью которого он построит свою жизнь. Чем больше любви, тем ярче жизнь.

Воспитатель должен обладать очень многими важными для личности качествами. В первую очередь, это  коммуникативность и доброжелательность, ведь доброе и уважительное общение очень важно в работе, как с детьми, так и с их родителями. Также воспитатель- это профессия, требующая эмпатичности, умения видеть и понимать мир глазами деток. Конечно, необходимы эрудированность, начитанность и компетентность, воспитатель открывает детям глаза на то, чего они еще не знают, очень важно, чтобы информация была интересна и познавательна. Этих качеств не перечесть, но я считаю, самое главное – это любить детей и полностью отдаваться работе с ними.

Воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит; и товарищ по игре, который станет его напарником в любом деле; и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту. Я стараюсь быть для детей другом, именно так я нахожу подход к каждому ребенку, чтобы не только давать им новые знания о жизни, но и воспитывать положительное отношения к окружающему миру. Работая в детском саду, я не перестаю удивляться тому, насколько все дети разные: интересные, забавные, умеющие своими поступками поставить задачу передо мной. Я уверена, что каждый ребенок уникален. И я очень хочу, чтобы мои детки смотрели на жизнь через радужную призму, а не сквозь серость и пессимизм. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель.

Я разделяю мнение Яна Корчака: «Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей». Поэтому я и выбрала профессию воспитателя детского сада. Мне приносит удовольствие находиться в постоянном живом контакте с детьми, ведь  я безумно люблю этих малышей.

Закончить свое эссе я хочу словами В. А Сухомлинского: «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать».

Алексеева Елена Михайловна