Как воспитать аккуратность у ребенка

Тычинская Лидия Адольфовна

Как воситать аккуратность у ребенка.

1. Что такое аккуратность?

Аккуратность -это черта, которая выражается в любви к порядку во всем. Это точность, исполнительность в делах, тщательное исполнение задания, самостоятельность, а также чистоплотность и опрятность в одежде.

Дети отличаются от взрослчх темё. что быстро переглючаются с одного занятия на другое. Увлекаясь игрой дети не думают о беспорядке, им гораздо важнее познание мира, творчество и спонтанное принятие решения в игре. Им просто жизненно необходимо быть активными. Дети должны попробовать на ощупь разные предметы, игрушки, манипулировать разными предметами, что -то пересыпать, лепить и лазать. И на этом этапе полноценного развития невозможно представить, как можно пройти его, если всё время нужно помнить о чистоте рук, одежды, обуви.

Ещё на раннем этапе детства дети копируют своих родителей на подсознательном уровне. И если ребёнка окружает чистота, то он сам на подсознательном уровне захочет видеть вокруг себя чистоту и вещи, расставленные по местам. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок полюбил чистоту и порядок, то приобщите его к этому своим собственным примером. Порядок должен стать привычкой и нормой для ребёнка, а поэтому важно научить ребёнка замечать беспорядок. Также нужно привить детям элементарные гигиенические навыки и привычку к опрятности. Объяснить и показать, как мыть руки, чистить зубы, менять испачканную одежду. Научить складывать разбросанные игрушки, карандаши, аккуратно вешать одежду, самостоятельно надевать одежду, обувь и т.д.

2. В каком возрасте нужно приучать к аккуратности?

От рождения до 1,5 лет.

До 1,5 лет ваш ребёнок вряд ли поймёт и восприет ваше требование к нему соблюдать порядок. Посадив ребёнка за стол и давая ему возможность есть самостоятельно, вы видите, как стол покрывается каплямиё. крошками и кусочками еды. Лицо, руки и голова тоже не остаются в стороне - они становятся липкими и грязными.

В этом возрасте нельзя требовать аккуратности от ребёнка. Он ещё слишком мал, чтобы понять разницу между порядком и беспорядком. У него не развита координация движений, и чтобы делать всё аккуратно ему постоянно нужна помощь взрослых.

Возраст от 1.5 до 4 лет.

В возрасте от 1,5 до 3 лет дети обычно начинают "испытывать" своих родителей, пытаясь выяснить, насколько далеко они могуть пойти, нарушая запреты. Всем родителям хорошо знакомо такое поведение, как в ответ на просьбу убрать инрушки 2-3 летний малыш отвечает "Не хочу!", "Не буду!" или намеренно устраивает буспорядок и ждёт реакции со стороны родителей. Не стоит ругать малыша и раздражаться, дучше дать ему понять, что ван не нравится, что он так поступает и огорчает вас этми.

На прогулке не забывайте, что в этом возрасте дети любят пробежаться или постоять в луже, размешать песок с водой и повозиться в грязи и совершенно не беспокоясь и не замечая то, что одежда, руки и лицо испачканы. Не ругайте их за испачканные руки и одежду. Всё это легко поправимо. Лучше дайте ребёнку всё необходимое для игр, способствующих познанию окружающего мира: воду, песок, формочки, совочек, краски, мелки и т.п. , а одежду всегда можно постирать или почистить.

А во, если ребёнок изъявил желание помыть игрушки, замыть испачканную одежду дайте ему эту возможность, даже если всё придётся перемывать и стирать самим. Оставьте без внимания те ошибки, которые он совершит при попытках помочь вам. Важно, что ва ребёнок проявил инициативу, и ваша задача заметить это и поощрить ребёнка. Нельзя давать детям задания, которые он не может выполнить в силу своего возраста.

Возрасть от 5 до 7 лет.

В этом возрасте дети - это нескончаемый фонтан творчества. Дети рисуют, вырезают, клеят, а это всё составляет беспорядок, так как после творчества остаются нарезанные кусочки бумаги, глины или пластилина. Когда ваш ребёнок поглощён своим творчеством нет смысла напоминать ему о необходимости убирать за собой, потому что это будет мешать ему получать удовольствие от своего творения. Вы можете заранее оговорить с ним некоторые правила, которые он уже может соблюдать. Настойчиво и терпеливо напоминайте ему, что уборка - это необходимый и завершающий элемент любого дела, любой интересной задумки. И если беспорядок превзошёл вс допустимые размеры, лучше просто помочь ему убрать всё на свои места.

Заложив на этапе раннего развитий у ребёнка фундамент тяги к чистоте следует настойчиво и постепенно приобщать его к порядку. Для этого лучше составить список дел на неделю или на месяц. Например,

  1. Уборка игрушек;
  2. Протирание пыли ;
  3. Мытье посуды;
  4. Поливка цветов;
  5. Уборка постели после сна; и так далее.

Почему дети такие разные дома и в детском саду?

Часто родители, видя, ка дети убирают игрушки, протирают пыль со шкафчиков в своей групповой комнате, говорят - "а дома не заставить ни игрушки убрать, ни просьбу выполнить".

К 5-7 годам дети уже довольно хорошо понимают и осознют разницу поведения дома и в детском саду. Если в детском саду к ребёнку предъявляется определённый перечень требований и он выполняет их, демонстрируя себя с лучшей стороны, то дом - это то место, где можно расслабиться, не обязательно быть аккуратныи или воспитанным. Поэтому независимо от того склонен ли ребёнок к поддержанию порядка или нет, нужно чётко сформулировать требования к нему и контролировать их выполнение. При этом важно, чтобы члены семьи поддерживали эти требования, так как противоречивость требований приведёт к формированию двуличности характера и может привести к неврозу.

Воспитывая и обучая ребёнка аккуратности помните о золотой середине. Не нужно, чтобы ваш ребёнок был зациклен на чистоте, потому что завышенные требования могут подавить в нём стремление к творчеству. Из таких детей потом вырастают педанты, одержимые стремлением к чистоте. Такие люди, которых будет раздражать малейший беспорядок будут тяжелы для окружающих. Они будут бояться нарушать установленный порядок, не саогут проявлять инициативу.

Итак, воспитать аккуратность - это значит подготовить детей к самостоятельной жизни, потому что аккуратный человек всегда более успешно и добросовестно справится со своими обязанностями, именно такой человек в последующем сделает добротные вещи и с ним будет легко п ириятно общаться в коллективе.

Помните, что за гигиену рук, тела, волос и зубов детоей ответственность лежит на плечах родетелей. Именно родители должны помогать ребёнку справляться с этим.

Если взрослые всегда опрятны, собюдают гигиену, поддерживают чистоту и порядок в доме, то к такому же будут стремиться и дети. Задача взрослых - прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости и неаккуратности не только в одежде, но и в окружающей их обстановке. Требования к поддержанию порядка необходимо напоминать детям до тех пор, пока у них не образуется устойчивая привычка к аккуратности. Но и важно не "перегнуть палку" - не требуйте от детей абсолютной чистоты, потому что жто важно для душевного здоровья вашего ребёнка.