Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Брагова Людмила Александровна

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя»

Сенека.

Проблема патриотического воспитания дошкольников является актуальной для нашей страны. Мы живём в период, когда материальные ценности доминируют над духовными, когда у детей искажены представления о доброте, великодушии, справедливости. Одним из проявлений низкой духовности выступает утрачивание патриотизма как одной из высших ценностей нашего народа.

Воспитывать патриотизм у детей необходимо уже с дошкольного детства. Дошкольный возраст – это такой возраст в жизни ребёнка, когда происходит формирование основ его личности, формирование нравственных ценностей и высших чувств, к которым относится патриотизм.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, преумножить богатство своей родины.

Я сама родилась и выросла в сельской местности. Когда рассказываешь детям о своей малой родине, переполняют чувства гордости, любви за родной сердцу уголок. Сколько бы не прошло времени хочется вернуться туда, пройти по родным местам, там, где провела всё своё детство. Я считаю, что прежде чем воспитывать в детях патриотизм, педагог сам должен не только любить свой край, но и знать историю своей страны, города, все памятные события и места.

Первым шагом в формировании патриотизма для педагога будет знакомство детей с историей родного края. Делать это необходимо с помощью таких форм и методов воспитания, где сами дети являются активными участниками, осознают свою принадлежность к культурно-природной среде.

В нашем детском саду активно ведётся работа по ознакомлению дошкольников с историей Южного Урала, города Челябинска, народов, проживающих на территории нашей области. В каждой группе детского сада оформлен региональный уголок с макетом Челябинской области, карточками-открытками с памятными местами, литературой о нашем крае, о жизни и труде людей, об особенностях быта коренных жителей. В конце 2019 года воспитатели совместно с детьми организовали большой проект «Наш дом – Южный Урал», где готовили презентации о каждом городе области, особенностях природы, его жителях и достопримечательностях.

Каждый год в нашем детском саду проходит конкурс чтецов «Поэты Урала», где дети рассказывают стихи уральских поэтов, получают памятные грамоты и дипломы.

Россия – многонациональная страна, наша область, город и детский сад не исключение. В ноябре 2019 года в нашем детском саду проходила неделя, посвящённая малым народам, живущим на территории нашей родины. Дети знакомились с историей народов, их костюмами, традициями и обычаями.

Наши воспитанники имеют богатое представление и знания о родном крае, благодаря экскурсиям в Челябинский краеведческий музей. Наш краеведческий музей самый большой и интересный на Урале. Площадь его составляет 10500 квадратных метров и насчитывает более 250.000 экспонатов. В музее представлены старинные картины, фотографии, документы, монеты, коллекции минералов, чучела животных и птиц, кости вымерших животных, археологические находки и многое другое.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям знания о нашей родине, народе, истории, культуре, обычаях и традициях. Но знания эти должны быть не только теоретическими, они должны усваиваться через проживание в данной культуре. В этом педагогу может помочь годовой календарь праздников, которые принято отмечать в нашей стране, через обычаи и традиции мы также прививаем детям чувство патриотизма. Дети в нашем детском саду ежегодно участвуют в утренниках, посвященных празднованию Нового года, 23 февраля, 8 марта. После новогодних праздников воспитатели с детьми проводят колядки, где дети готовят песни и стихи, угощения, наряжаются в народные костюмы и ходят в соседние группы «колядовать». Осенью мы проводим праздник «Осенины», где дети также знакомятся с традициями и историей Руси. Всё это происходит в процессе игры, как основного вида деятельности в дошкольном детстве. Именно через игру дети лучше всего усваивают представления о традициях и особенностях нашей страны, именно игра придаёт им эмоциональную окраску.

Празднование Дня Победы имеет особенное значение для всего нашего народа. В этот день ни один человек не остаётся равнодушным. В преддверии 9 мая воспитатели проводят беседы с детьми о подвигах советского народа, русских солдат, оформляют уголки с макетами военной техники, дети читают стихи, рисуют рисунки. Именно 9 мая является праздником, когда воспитанники максимально чувствуют принадлежность к своему народу, когда формируется чувство гордости за свою страну. В нашем детском саду проводятся беседы с ветеранами, детьми войны, воспитанники с большим интересом участвуют в таких встречах.

В этом году мы отмечали знаменательную дату – 75 лет Великой Победы. Несмотря на условия карантина и дистанционного обучения, воспитанники совместно с родителями посещали памятники воинской славы, возлагали цветы к Вечному огню, учили стихи на военную тематику. Воспитанники нашей группы приняли участие во всероссийском конкурсе «Поклон тебе, солдат России!», где выиграли призовые места и получили памятные дипломы.

Всё время дошкольного детства ребёнок проводит во взаимодействии с воспитателем. Именно воспитатель должен стать для ребёнка проводником в историю родного края, дать представление о том, чем он знаменит, какова его природа, история, обычаи и традиции, чем живёт его народ. Именно воспитатель способен зажечь в детях огонёк любви и нежности к своей родине, который станет началом формирования такого важного и светлого чувства как патриотизм.