Игра, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Шульц Ирина Юрьевна

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как средство нравственного воспитания

детей дошкольного возраста.

МДОУ «Детский сад №24 с. Крутой Лог»

Воспитатель: Шульц И.Ю.

      Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Формирование основ моральных качеств, требуется уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить, человеческое отношение в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, мы используем игры которые учат умению общаться, устанавливать контакт, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания, помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

     Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

    Ярким представителем первого направления был знаменитый чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский. Он считал игру важной формой работы ребенка, отвечающей его природе и предрасположенностям: игра - серьёзная умственная работа ребенка, в какой развиваются все виды возможностей малыша, расширяется и обогащается круг представлений о находящемся вокруг мире, развивается речь; в общих играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие "веселого юношества и как" средство многостороннего, гармонического становления ребенка, Я. А. Коменский рекомендовал совершеннолетним тщательно относиться к играм деток, мудро управлять ними.

     Как дать маленькому ребёнку азбуку человеческой культуры, как помочь ребёнку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в своём сердце. Начав работу с детьми в младшей  группе, мы обратили внимание, что у детей в игре часто присутствует злость, жестокость, самолюбие, т.е. духовно-нравственные качества у многих отсутствуют.

    Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Для формирования вышесказанного хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнёром, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребёнку в накоплении социального опыта.

    Не для кого, не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу. И мы решили больше времени уделять этим играм, так как они  обучают и развивают личность социальной гармонизации в детях. Поэтому мы стали использовать народные игры во всех видах деятельности. Они помогают детям почувствовать себя частью русского народа, способствуют утверждению добрых отношений, соседства, дают ребёнку защиту от негативного влияния. Игры помогают нам в проведении обрядовых праздников (Колядки, Масленица, Пасха, Рождество, день Ивана Купалы).

В начале года мы применяем игры, целью которых является воспитание нравственных качеств ребёнка. Они способствуют адаптации ребёнка в социальном мире, формирует умение оценивать других с позиции доброжелательности и является важной частью духовно – нравственного воспитания.

Вот некоторые игры: «Поводырь», «Подарок», «Передай хорошее настроение», «Волшебные очки».

    В своей работе мы большое внимание уделяем работе с семьей. Ведь семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и гармоничному развитию.

Литература

1.Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012.

  2.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.;

  3. Микляева, Ю. В. Социально-нравственное воспитание детей .Айрис Пресс, Москва. -2009.

 4. Потаповская, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей. Мозаика-Синтез Москва. -2006.