«Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Шульц Ирина Юрьевна

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

МДОУ «Детский сад№24 с. Крутой Лог»

Воспитатель: Шульц И.Ю.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика.        Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. К сожалению, сегодня у многих младшего дошкольного возраста уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс знакомства со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями. Знакомство со сказкой занимает центральное место в развитии связной речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Малыши через сказки получают больше информации, чем в обычном разговоре.

Рассказывая ребенку сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, что позволяет развивать у детей логическую связную речь. Посредством сказок дошкольники знакомятся с культурой, традициями и обычаями, бытом народа, приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате у детей обогащается словарный запас, расширяется кругозор.

     При помощи сказок, мы ставим задачи направленные на развитие связанной  речи у детей младшего дошкольного возраста:  

- воспитание звуковой культуры речи

- формирование грамматического строя речи

- обогащение, расширение словарного запаса

- развитие связной речи.

   Наша работа над сказками строится по определенному плану.

Знакомство детей с текстом сказки и пересказ по цепочке с опорой;

     2. Придумывание нового названия и другого окончания сказки;

     3. Изменение сюжета сказки

     Во время разбора сказок, мы останавливаемся на основном сюжете и главных ее героях. Особое внимание здесь уделяется предметам, которые встречаются в произведении, а так же мы включаем в словарь детей ранее неизвестные слова и выражения. За счет этого идет обогащение словарного запаса детей. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Для закрепления связной речи и активизации словаря детей  используем разные игры, упражнения, беседы, проводим их после чтения сказок.

     В результате нашей работы можно сделать вывод, что сказка в жизни детей  дает мощный толчок в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.

2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2015 – 176 с.

3. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь).

4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь).