Главные вкладки

    Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями из опыта работы учителя-дефектолога.

    Пархоменко Виктория Юрьевна

    Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями из опыта работы учителя-дефектолога.

     

    Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.

    Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители -  первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

         С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).

     Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский

    сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг. В тоже время, практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, не знают возрастных особенностей развития, не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

         Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

    Что же включает в себя понятие «взаимодействие»?

    Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).

    В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».                                                            

     Как же педагогам привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, поддержать уверенность в собственных педагогических возможностях, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.

    Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.

    Принципы взаимодействия педагога с родителями:

    • Целенаправленность, систематичность, плановость.
    • Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
    • Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
    • Динамичность.

    Методы изучения семьи: 

    • Анкетирование родителей.
    • Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
    • Наблюдение за ребенком.
    • Индивидуальные беседы с детьми.
    • Обследование семьи с помощью проективных методик.
    • Посещение семей воспитанников.
    • Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
    • Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
    • Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей   во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».

    Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.

    Традиционные формы и методы работы с родителями:

    Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.

    - Посещение семей воспитанников.

    -  Родительские собрания.

    - Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».

     - Анкетирование по разным вопросам.

    - Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НООД, утренников.

    -  Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.

    - Организация работы родительского комитета группы, сада. Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

    Нетрадиционные (новые) формы работы педагогов ДОУ с родителями:

    - Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».

    - Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».

    - Тематические мини-проекты.

    - Участие родителей в творческих конкурсах.

    - Клубы по интересам.

    - Организация библиотеки для родителей.

    - Выпуск газеты «Веселая семейка».

    - Моделирование и решение педагогических ситуаций.

    Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательные учреждения страны широко используются электронные дневки.  В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе, презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».

     

     

    Список литературы:

    1. Взаимодействие ДОУ и семьи. /  Сост .О.И. Бочкарева.-  Волгоград: ИТД «Корифей». -112с.

    2.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.

    4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -72с.

    5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 72с

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл effektivnye_tehnologii.docx18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями из опыта работы учителя-дефектолога.

    Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.

    Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители -  первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

         С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).

     Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский

    сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг. В тоже время, практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, не знают возрастных особенностей развития, не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

         Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

    Что же включает в себя понятие «взаимодействие»?

    Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).

    В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».                                                            

     Как же педагогам привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, поддержать уверенность в собственных педагогических возможностях, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.

    Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.

    Принципы взаимодействия педагога с родителями:

    • Целенаправленность, систематичность, плановость.
    • Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
    • Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
    • Динамичность.

    Методы изучения семьи: 

    • Анкетирование родителей.
    • Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
    • Наблюдение за ребенком.
    • Индивидуальные беседы с детьми.
    • Обследование семьи с помощью проективных методик.
    • Посещение семей воспитанников.
    • Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
    • Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
    • Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей   во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».

    Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.

    Традиционные формы и методы работы с родителями:

    Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.

    - Посещение семей воспитанников.

    -  Родительские собрания.

    - Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».

     - Анкетирование по разным вопросам.

    - Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НООД, утренников.

    -  Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.

    - Организация работы родительского комитета группы, сада. Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

    Нетрадиционные (новые) формы работы педагогов ДОУ с родителями:

    - Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».

    - Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».

    - Тематические мини-проекты.

    - Участие родителей в творческих конкурсах.

    - Клубы по интересам.

    - Организация библиотеки для родителей.

    - Выпуск газеты «Веселая семейка».

    - Моделирование и решение педагогических ситуаций.

    Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательные учреждения страны широко используются электронные дневки.  В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе, презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».

    Список литературы:

    1. Взаимодействие ДОУ и семьи. /  Сост .О.И. Бочкарева.-  Волгоград: ИТД «Корифей». -112с.

    2.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.

    4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -72с.

    5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 72с