дидактическое пособие "Агуша" по развитию речи

Гаврилова Ольга Петровна

 

Речевое развитие старших дошкольников – один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Практика показывает, что дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. А ученики с богатым словарем, наоборот, активнее в умственной работе на уроках, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи.

Поэтому перед воспитателями дошкольного учреждения возникает проблема – как активизировать речевую деятельность детей. Одним из методов решения данной проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи у дошкольников. Представляю вашему вниманию игровое дидактическое пособие: «Агуша».

Всем известно, что развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней жизни малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит различные звуки. И первое гуление малыша: «АГУ». Отсюда и название данного пособия: «Агуша».

Цель пособия: формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников.

Это дидактическое пособие способствует:

- развитию словарного запаса и связной речи детей;

- воспитанию звуковой культуры речи,

- совершенствованию грамматического строя речи;

- развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движения рук.

Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и будет способствовать развитию познавательного интереса дошкольников.

 

Методика использования дидактического пособия «Агуша»

Дидактическое пособие представляет собой сшитую ярко оформленную коробку, в виде забавной малышки Агуши. Внутри этой коробки находятся листы с заданиями для расположения предметных картинок и фигурок животных, карточек с буквами и слоговыми схемами.

Все инструкции к выполнению заданий находятся в отдельной папке:  в «Картотеке упражнений и игр по работе с дидактическим пособием «Агуша». Также у педагогов есть возможность самостоятельно придумывать интересные упражнения по развитию речи, опираясь на имеющийся дидактический материал. При этом важно соблюдать одно главное условие: весь процесс игры должен вестись от лица самой Агуши, в ходе которого дети будут учиться вести диалог с героем.

 

Пособие может быть использовано:

- в совместной деятельности детей,

- в ходе режимных моментов,

- индивидуально и подгруппами.

 

         Варианты заданий:

 

Игра 1. «Где живёт Агуша?»

Цель: учить употреблять предлоги: за, под, перед, на, в, над.

Задание: расставить предметы мебели для гостевой, ванной комнаты и спальни по инструкции взрослого (самой Агуши).

- расположи лампу за столом;

- поставь на стол цветок;

- часы висят над диваном и т.д.

 

Игра 2. «Как одеть Агушу?»

Цель: учить детей составлять рассказ.

Задание: ребятам нужно одеть Агушу, в соответствии с предложенным педагогом местом для выхода, например, в музей или в бассейн. Все свои действия необходимо комментировать и объяснять выбор одежды. Затем составить рассказ от лица Агуши о её времяпрепровождении.

 

Игра 3. «Кому отправляет посылку Агуша?»

Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

Задание: отправить посылку жильцу, ориентируясь в пространстве.

- найди хозяина посылки, квартира которого находится слева от квартиры кабана, но справа от квартиры медведя;

- найди, на каком этаже живет жираф, если мы знаем, что над ним сверху живет собака, снизу лев, а слева слон;

- расскажи, кто соседи у обезьяны сверху, снизу, справа и слева.

 

Второй вариант использования данного поля – это игра: «Куда Агуша заселяет жильцов?»

Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

Задание:  заселить зверей по квартирам.

- засели курицу, зайца, кота, волка на 4 этаже так, чтобы заяц жил слева от кота, но справа от курицы.

- рассели на первом этаже диких животных, на втором - домашних, на третьем – птиц.

 

Игра 4. «С чем играет Агуша?»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении личных местоимений.

В ряд выставляются фигурки животных: льва, паука, мыши и других. Напротив них располагаются предметы: сумка, бутылочка, самокат и других.

Задание: составить предложения, заменяя название животного личным местоимением: он или она.

Например: Лев (он) стоит напротив сумки.

Паук (он) стоит напротив бутылочки.

Собака (она) стоит напротив самоката.

 

Игра 5.  «Чем кормит обезьян Агуша?»

Цель: учить склонять личные местоимения, учить различать женский и мужской род.

Задание: составить предложения с использованием личных местоимений, отвечая на вопрос: «С чем есть банан у обезьянки?».

Ребенок берет банан и определяет род имени существительного на банане. Например: банан с машиной (она). Машина – слово женского рода, значит, она достается девочке обезьянке.

Ребенок проговаривает предложение:

У неё есть банан с машиной.

 

Банан с картинкой слона (он). Слон – слово мужского рода, значит, он достается мальчику обезьянке.

У него есть банан со слоном.

 

Затем можно перечислить бананы, с какими предметами есть у обеих обезьянок.

У них есть бананы с машиной и со слоном.

 

Игра 6. «Агуша делит слова на слоги»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Задание: педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой. Затем нужно назвать, кто изображен на картинке. Посчитать количество слогов в каждом слове. И собрать все картинки с одинаковым количеством слогов в слове.

 

Игра 7. «Агуша учится читать слоги»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова.

Задание: педагог показывает предметную картинку. Дошкольник должен определить на какую букву начинается данное слово, затем выложить карточку с этой буквой вверх на крону дерева. После этого ребенок выбирает любые буквы так, чтобы получились слоги. И крепит карточки с этими буквами в свободные окошки на дереве. Затем читает слоги.

 

Игра 8. «Яблочко – любимый фрукт Агуши»  

Цель: учить определять место буквы в слове (в начале, в середине или в конце слова)

Задание: (яблоки находятся над пустыми окошками). Ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного и карточка с любой буквой. Педагог просит определить ребенка место буквы в слове. Ребенок  проговаривает данное слово, определяет местонахождение данной буквы и опускает яблочко в нужное окно.

 

Игра 9. «Краб – любимая игрушка Агуши»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употребление порядковых числительных.

Задание: педагог поочередно прикрепляет прищепки с предметами к клешням крабика, задавая вопросы:

- прищепку, с каким предметом я прикрепила первой?

- второй? – третьей? – последней?

Дети должны давать развернутые ответы на вопросы.

 

 Игра 10. «Украшения Агуши – бусы»

Цель: развитие грамматического строя речи, развитие мелкой моторики рук. Задание: всевозможные варианты раскладывания бусин по количеству и по цвету.

Например, посчитать и отложить в первом ряду 5 бусинок, во 2 ряду - 3 бусинки, затем посчитать, сколько бусинок в двух рядах. Ребенок должен подробно комментировать свои действия и дать развернутый ответ на вопрос.

 

Таким образом, вашему вниманию была представлена лишь малая часть вариантов использования дидактического пособия «Агуша». В дальнейшем планирую продолжать его наполнять новыми листами с играми и упражнениями, так как разработанное дидактическое  пособие способствует развитию речевой активности дошкольников. В результате его регулярного использования происходит закрепление полученных речевых умений, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти и логического мышления детей.

 

Спасибо за внимание!