Конспект НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» для детей подготовительного возраста.

Лященко Марина Александровна

Конспект НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» для детей подготовительного возраста.

Цель: расширять и закреплять знания воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

Обучающие: формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах; формировать певческий голос и выразительность движений;

формировать умение детей взаимодействовать друг с другом, умение договариваться и находить пути решения поставленных задач.

Развивающие: развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах; развивать творческие навыки и проявления; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, сенсорные способности и звуковысотный слух.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к народной музыке; воспитывать доброжелательные отношения в совместном взаимодействии детей и взрослых.

Ход НОД.

Дети заходят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель частушками.

«Частушки» русская народная мелодия    СЛАЙД 1

Мир вам, гости дорогие! Вы явились в добрый час -

Встречу тёплую такую приготовила для вас.

Будут игры, будут пляски, и частушки хороши,

Я вас видеть очень рада, говорю вам от души.

Муз. рук. Здравствуйте, ребята. Вам понравилось, как я вас сегодня встречаю? А что же я исполняла? А что такое частушка и для чего она нужна? А можно ли частушку исполнять в сопровождении музыкальных инструментов? Какие музыкальные инструменты нам для этого понадобятся? Почему? (ответы детей) Внимание на экран. Посмотрите, какие бывают русские народные музыкальные инструменты. СЛАЙД 2 Как вы думаете, где живут эти инструменты? (ответы детей) СЛАЙД 3 Сегодня я вам предлагаю отправиться в музей народных инструментов и поближе с ними познакомиться. Согласны? А как же мы туда попадём? (варианты детей) Предлагаю вам произнести волшебное заклинание «Покружись, покружись и в музее окажись». Закрываем глазки, кружимся и говорим слова.

Дети выполняют задание и открывают глаза. Перед ними пустые полки. СЛАЙД 4

Муз. рук. Вот мы и в музее, где хранятся музыкальные инструменты… Ой, а где же они, что-то я их не вижу. Ничего не понимаю! Они всегда были здесь, лежали на этих полочках. Ребята, вы случайно не знаете, что случилось? (варианты детей)

Фонограмма звуков Бубы

Муз. рук. Ой, слышите? Кто это? (варианты детей) СЛАЙД 4 (запись)

СЛАЙД 4 (домовой) Это Буба, домовой музея. Вот кто спрятал инструменты. Может, не пойдём? Как-то страшно, да и зачем нам нужны музыкальные инструменты, нету, так нету. Может, вернёмся? (дискуссия детей) Ребята, как же нам их найти? (варианты детей) Посмотрите вокруг, может, найдёте подсказку? (дети обращают внимание на следы разного цвета на полу) Чьи же это следы? Да, наверно это следы Бубы. И если мы пойдём по его следам, то обязательно найдём наши инструменты. Обратите внимание, что вас ожидает на каждой дорожке? (угадывают по символам на табличках в конце каждой дорожки: красная – «Город загадок», жёлтая – «Город русских матрёшек», зелёная – «Город русских народных плясок», синяя – «Город мастеров») Вы готовы совершить путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов? Тогда предлагаю вам выбрать по следам какого цвета вы пойдёте. Счастливого пути! СЛАЙД 5

Дети расходятся по дорожкам по выбору и располагаются в своей зоне.

Муз. рук. Вы готовы выполнить задания Бубы? Чей город готов начать первым?

Каждый город выполняет задание по очереди по мере их готовности и желания выполнить задание.

Следы красного цвета – «Город загадок»

Муз. рук. Для вас Буба приготовил загадки. Как вы думаете, зачем здесь так много картинок с изображением музыкальных инструментов? (это отгадки)

Да, правильно. Я буду читать загадки, а вы будете находить картинки с правильными ответами. СЛАЙД 6

Загадки про русские народные инструменты

1. Ты ударь его ладошкой или потряси немножко,

Все тарелочки тогда отзовутся без труда.  (Бубен)

2. Инструмент он небольшой, потрясёшь его рукой,

И тотчас услышишь звон: динь - дон, динь - дон!  (Колокольчик)

3. Деревянные дощечки собрались в одном местечке.

Друг о дружку ударяют, громко весело играют.  (Трещотки)

4. Если есть всего одна, суп и кашу съешь до дна.

Ну, а коли две возьмёшь – заиграешь, в пляс пойдёшь!  (Ложки)

 

5. Песня льётся удалая, музыкант поёт, играет.

Сами в пляс пустились ножки под трёхрядную.  (Гармошку)

6. Звук хранится непростой в дырках палочки пустой.

Кто на дырочки нажмет и подует, тот поймет.  (Дудочка)

7. Это русский инструмент, догадаетесь в момент.

Он играет бойко, звонко, в пляс пустились все девчонки.

Поскорее отгадай-ка: что же это?  (Балалайка)      СЛАЙД 7

Следы жёлтого цвета – «Город русских матрёшек»

Муз. рук. Какое же испытание приготовил для вас Буба, как вы думаете? (варианты детей) Посмотрите внимательно, что означают ваши картинки? (длинные и короткие звуки) Правильно, нужно матрёшкой отстучать ту ритмическую формулу, которая изображена на карточке.

Дети выбирают карточки, и по очереди отстукивают ритмическую формулу Матрёшкой.

Муз. рук. Молодцы! А вы можете придумать свой ритмический рисунок? Тогда попробуем, а заодно узнаем, сможете ли вы определить звучание инструментов на слух.

Муз. дидактическая игра «Определи инструмент»

(2трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна; двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними на столах лежат одинаковые инструменты; один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.)

Следы зелёного цвета – «Город русских народных плясок»

Муз. рук. Ребята, не понимаю, у вас город русских народных плясок, а здесь лежат музыкальные инструменты. Интересно для чего? А разве можно играть на инструментах и танцевать? Вы нам покажите?

Танцевальная импровизация с муз. инструментами

Муз. рук. Вот это вы нас повеселили, нам просто не устоять. И я предлагаю всем присоединиться и станцевать наш танец «Кадриль».

Танец «Байновская кадриль» рус. нар. мел.

Следы синего цвета – «Город мастеров»

Муз. рук. В этом городе мастерят народные музыкальные инструменты. Хотите узнать какие? Тогда милости просим.

Муз. игра «Хозяин дома»

(Покупатель: Хозяин дома? Мастер: дома. Покупатель: Гармонь (трещотка, дудочка, бубен, дрова (новое), бубенцы, ложки, гусли) готова? Мастер: готова. Покупатель: можно поиграть? Мастер: пожалуйста. Покупатель играет.)

Русская народная мелодия

Муз. рук. Ой, ребята, а что это у вас лежит в конвертах? (разрезанные картинки) Что нам с ними делать? Да, Буба предлагает нам их собрать. Но картинки две. Чтобы быстрее выполнить задание, давайте мы разделимся на две команды, а заодно и посоревнуемся. Согласны?

Дети делятся на две команды и по сигналу собирают картинки.

Муз. рук. Молодцы! Обе команды отлично справились с заданием. Посмотрите, картинки оказались одинаковыми. Что это? (балалайка)

Точно, Буба хочет услышать, как вы петь умеете, а песня наша так и называется «Балалайка».

Песня «Чудо-балалайка» рус. нар. песня

Муз. рук. Ну что ребята, вот мы и выполнили все задания Бубы, а пропавшие инструменты так и не нашли. Что же делать? Может мы пропустили какие-то следы, может они невидимые? Поищем?

Дети находят сундучок с символом «Город музыкальных инструментов» по следам, нарисованным мелом.

Муз. рук. О, вы нашли сундук, думаете, они там? Ну что ж открывайте, посмотрим, что там.

Дети открывают и находят Бубу и пропавшие музыкальные инструменты.

Муз. рук. Ребята, а в каком городе вы их нашли? («Город музыкальных инструментов») Как вы думаете, какое последнее задание от Бубы нам нужно выполнить? (сыграть в оркестре) Тогда готовимся и занимаем места в оркестре.

Оркестр «Полька-шутка» рус. нар. мел.

Муз. рук. Молодцы ребята! Предлагаю вам вернуть все инструменты на их место в музее.

Дети складывают все инструменты на полочки. СЛАЙД 8

Муз. рук. Ребята, посмотрите, а вы из сундука не все инструменты достали. Что это, как вы думаете? Это русский народный инструмент дрова. (дети рассматривают). Его изготовил мастер и я предлагаю вам взять его с собой в группу и попробовать поиграть на нём, а потом мне расскажите о  своих впечатлениях. А мне хотелось бы узнать как вам понравилось наше путешествие, что понравилось и какие были трудности. (ответы детей)

Муз. рук. А в память о нашем путешествии я дарю вам………….. Наше путешествие закончилось. С вами было хорошо!

Русская народная мелодия

Дети выходят из зала.