Для чего ребенка учить одеваться (2-3 года)

                            Для чего ребенка учить одеваться.

   В последние десятки лет очень многие родители, педагоги, психологи говорят о том, что для детей очень важно создавать условия для гармоничного развития с самого раннего возраста. И, вероятно, только очень ленивый родитель не интересовался вопросом, что же такое «раннее развитие» и как это работает.

   И вот уже со всей страстностью некоторые родители обучают своих детей названиям букв и счету раньше, чем ребенок осваивает навык пользования горшком, а курсы по обучению родителей овладению методиками «раннего развития» на просторах интернета и детские развивающие центры с множеством пособий появляются как грибы после дождя, призывая родителей не упустить драгоценное время, ведь - «после трёх уже поздно». И, нет сомнения, что каждый заинтересованный взрослый хочет самым наилучшим образом создать условия для роста и развития малыша.

    Мнения по поводу необходимости специальных занятий и их полезности для малышей встречаются самые разные – от четко аргументированных в пользу раннего обучения с эмпирическими выкладками их полезности до прямо противоположных из серии «наши прабабки не мешали детям свободно расти и развиваться и нам не следует нагружать детей».

   Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, и существовать не может, все дети разные. Однако хочется отметить, что при всей индивидуальности каждого ребёнка, конечно стоит учитывать и понятие сенситивных периодов для развития.

    «Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период,» — говорила Мария Монтессори. (Лит.: Montessori M. The secret of childhood. L., 1983; idem. The absorbent mind. N. Y., 1995.)

    Л. С. Выготский свя­зы­вал Сенситивный период с про­бле­мой оп­ти­маль­ных сро­ков обу­че­ния и раз­ви­тия: «В этот пе­ри­од влия­ния ока­зы­ва­ют воз­дей­ст­вие на весь ход раз­ви­тия, вы­зы­вая в нём те или дру­гие глу­бо­кие из­ме­не­ния. В дру­гие пе­рио­ды те же са­мые ус­ло­вия мо­гут быть ней­траль­ны­ми или да­же ока­зывать об­рат­ное дей­ст­вие на ход раз­ви­тия» (Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 252).

    Считается что возраст 2-3 года - это начало периода стремления к самостоятельности с выходом на пике к кризису трех лет «Я сам». И если умение пользоваться чашкой родители чаще всего поддерживают в детях, то вот стремления самостоятельно пользоваться ложкой и одеваться не всегда встречают поддержку у родителей. Почему? Да потому что это очень неудобно для нас, взрослых. К сожалению, намного проще накормить ребенка самому, чем после самостоятельных упражнений малыша с ложкой переодевать его и устраивать влажную уборку окружающего пространства. Намного быстрее одеть малыша самому и нестись в развивающий центр на занятия или бежать на прогулку по расписанию, чем терпеливо ждать пока ребенок сам старается справиться с неподдающимся носочком или сапожком. Очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. Начните сборы заранее, минут на 20, на больше вряд ли у какого ребенка хватит стремления и внимания к процессу одевания. Ну а если ваша команда справится быстрее, то вы получите приятный бонус неспешной десятиминутной прогулки.

    Трудно переоценить важность периода стремления к самостоятельности. Вспомните счастливое выражение лица малыша, когда он горд тем что смог что-то сделать как мама, по- настоящему, будь то надетая набекрень шапка или папины ботинки, в которых ребенок вышлёпывает на обозрение родителя.

    Одежду по размеру надевать намного сложнее. Помогите малышу, начните процесс. Покажите и поставьте ручки малыша в удобную позицию, но не лишайте его радости самостоятельного достижения. Ведь именно в этих моментах проявляются истоки желания уметь делать самому и появляется радость и гордость от «я смог, у меня получилось», закладывающие позитивную самооценку.

    Конечно нужно постараться что бы узкий носок красовался на маленькой ступне. И маленькие пальчики рук не сразу начнут слушаться и умело оперировать с предметом одежды, а внимание отвлекают всевозможные звуки и другие сенсорные стимулы, но давайте попробуем ответить самим себе на вопрос – какой еще процесс взрослый может безопасно делегировать ребенку? Какой еще процесс с такой же периодичностью и ритмом повторяется в жизни ребенка? Каким образом формировать и развивать навык удержания внимания, навык манипуляции с предметами, объективно требующий постоянного расширения и усложнения?

    Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 156-157) Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

    Заметьте, что, начиная одеваться мы всегда завершаем процесс, и если, рисуя или играя, ребенок может и прерваться и переключиться (и это здорово для развития игровой или изобразительной, творческой деятельности), а окончание действия не всегда представлено в сознании ребенка или взрослого в завершенном образе, то процесс одевания всегда успешен, завершен и нагляден – мы не выходим на улицу раздетыми.

     Создавая ребенку условия для формирования навыков самостоятельности конечно стоит учитывать актуальное состояние ребенка (да и взрослого в той же мере). Не следует стимулировать малыша и настаивать на самостоятельном процессе при снижении физиологических функций организма (не выспался, голоден, эмоционально нестабилен в данный конкретный момент). Никто лучше родителей не знает своего ребенка и не может прочувствовать ту тонкую грань, за которой начинается переутомление и негативное отношение ребенка к самостоятельному процессу. Давайте генерировать радостные эмоции от общения и развития, иначе интерес к деятельности быстро угаснет и вместо навыков самостоятельности мы рискуем начать формировать навык манипулирования взрослым при помощи слёз и истерик.

    Бытует мнение, что с нежелания самостоятельно одеваться, начинает формироваться «неуважение, потребительское отношение к окружающим близким», что сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться. Мне кажется эта позиция не совсем верной, потому что в ребенке от природы заложено желание быть хорошим и быть похожим на своего близкого взрослого. Ведь и чуткости, и бережному отношению к людям дети учатся, копируя нас, взрослых.

    Поступая в детское дошкольное учреждение, любой ребенок испытывает сильный стресс и то какими навыками он уже владеет может существенно облегчить адаптационный период в новой обстановке. Конечно чуткие воспитатели и помогут, и поддержат инициативу ребенка, но сформировать позитивное самоотношение (я могу, я умею) за несколько часов в детском саду очень сложно, особенно без опоры на заложенные родителями навыки.

    Иногда встречаешься с мнением родителей, что «ребенок еще маленький и сам не способен, что самостоятельное одевание часто приводит к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить», но спросите себя -  про детей эти высказывания или про что-то другое?

    Отвечая на вопрос: нужно ли дополнительно развивать малыша в раннем возрасте или же ребенок от природы лучше ощущает, когда и какие способности и навыки востребованы течением жизни и их нужно тренировать – однозначного ответа нет. И каждый родитель отвечает на этот вопрос для себя сам. Но давайте будем внимательны и чутки по отношению к себе и своим детям. Давайте будем осознанны, радостны и здоровы.