"Развитие связной речи дошкольника методом мнемотехники".

Бутькова Светлана Владимировна

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Как говорил К. Д. Ушинский: "Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и  он заговорит".

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это систеиа методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно "записать", используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным ппланом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки (схемы-опоры) очень эффективно используют логопеды и педагоги. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу или составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, живые мнемотаблицы

МНЕМОКВАДРАТ - одиночное изображение.

МНЕМОДОРОЖКА - ряд картинок, по которым можно составить рассказ.

МНЕМОТАБЛИЦА - схема, в которую заложена определенная информация.

Данная технология строится от простого к сложному: МНЕМОКВАДРАТ- МНЕМОДОРОЖКА- МНЕМОТАБЛИЦА.

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблицы:

  1. являются дидактическим материалом по развитию речи.
  2. их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи.
  3. использовать при обучению пересказу и составлению рассказов, заучиванию наизусть.

К, Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету".

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям запоминание слов, предложений и текстов.

Что дает мнемотехника?

  1.  Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  2. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  3. Заучивание стихов превращается в игру.

Необходимо понимать, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Прикрепляю адрес ссылки, где размещена презентация по теме публикации!!!

https://www.maam.ru/blogs/download106561.html