Мастер класс для педагогов ДОУ "Организация деятельности в ДОУ - Детское экспериментирование"

Отараева Надежда Таймуразовна

Мастер класс для педагогов ДОУ

«Организация деятельности в ДОУ

– детское  экспериментирование»

        

  Цель:

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов – дошкольников.

 

Задачи:

  • Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;
  • Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

 

Материалы и оборудования.

Стаканчики 5 шт, тазики 5 шт, картонки чуть больше горловины стаканчика 5 шт,  салфетки 5 шт, одноразовые тарелки 5 шт, цветы из бумаги 5 шт, сахар-рафинад, красители, 3-х литровые  банки, пищевая пленка, насекомые игрушки 5 шт,  мыльные пузыри – тазик с водой, молоко 5 стаканов красители гель для посуды, ватные палочки, пипетки 5 шт, листы бумаги - секретное письмо,  свечки 5 шт.

Персонаж:  Степашка – ИКТ.

 

            Участники мастер – класса педагоги ДОУ 5 человек.

 

Содержание:

 

  1. Определение понятия - детское экспериментирование.
  2. Совместное проведение экспериментирования.
  3. Выводы.
  4. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мастер-класса.

 

                  Ведущий  пускает мыльные пузыри.

 

Я пускаю пузыри, как салют летят они,

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они,

А на вопрос найти ответ,

Поможет нам – эксперимент!!!

 

Ведущий.

А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование?

Ну что ж,  уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять,  в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в соответствии с развивающей парадигмой образования.

И свое выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:

Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях с активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

По мнению ряда ученых – экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников и деятельность, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

 Другими словами  детское экспериментирование – это детская деятельность,  в результате которой ребенок самостоятельно,  под незаметным  руководством взрослого делает для себя открытие.

И важно чтобы в процессе экспериментирования  воспитатель выступал не как учитель, а как  равноправный партнер, незаметно направляющий  детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда  являются  более осознанными и  прочными.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью. В процессе организации  детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля.

 Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная».  

Как быть?

  В некоторых  случаях представляю детям поле пробности,  например – «Чтобы определить из какого материала Капитану можно  построить  корабль, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет».

 Важно чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем это я делаю?».

  Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. В процессе проведения  эксперимента  мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, а некоторым необходима помощь советами. Далее проверяем наши предположения. По окончании эксперимента делаем выводы. В случае затруднения выводы делает воспитатель или совместно с детьми.

 Создать мотивацию мне помогают сказочные герои.

 Сегодня это Степашка (показ Степашки)

          - Ой-ой-ой, что-то я не понял, я что - ли мотивация? (трек 1)

 

Ведущий:

- Степашка подожди, и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтоб деятельность для детей значимой была.

 

- Конечно я помогу и про фокусы расскажу.

Вчера к нам приходил  фокусник и показал интересный  фокус.

Налил в стакан воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жаль, что  вы этого не видели.  

 

- Какой интересный фокус. Интересно, почему картонка не упала?

А вы не хотели бы повторить этот фокус? А для этого я приглашаю  5 человек.

                                               

 Ну что ж  фокус начинаем

в фокусников  вас  превращаем.

 

Ну что ж попробуем повторить фокус.

(Участники мастер-класса выполняют эксперимент).

  - Ура фокус получился. Как вы думаете, почему картонка не падает?  

 

Вывод.

Мы знаем, что воздух  везде. Воздух оказывается  сильный,  он удерживает картонку прикрывающую стакан с водой. Он давит на картон снизу, поэтому картонка не падает.       

 

 

 

Это интересно и удивительно, а удивление это первая ступенька к исследовательской деятельности и познанию окружающего мира.

Ведущий:

 А вот  недавно Степашка гулял по лесной тропинке  и вдруг  заметил на земле маленького муравья. Ему  так  захотелось разглядеть его поближе, но он не смог, муравей  был таким  маленьким.

 Да, муравей маленький и  его трудно разглядеть, но если чего -  то захотеть можно что-нибудь придумать. А вы не знаете, как можно это сделать? (выслушать ответы). Надо взять лупу. Но у нас  нет лупы. Как же быть?

 Я  вспомнила. Говорят, что в воде все предметы кажутся большими. Давайте это проверим.

Проводится опыт ---- Для этого мы посадим муравья в трехлитровую банку. Сверху затянем  горлышко пищевой пленкой, но не натянем  ее, а наоборот, продавим ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжем пленку  резинкой, а в углубление нальем  воды.  Давайте посмотрим, что у нас получилось? Что вы видите?  Муравей увеличился в размерах. Почему это произошло?

Вывод:   вода и   пищевая пленка, дают  эффект увеличительного стекла.

      Ведущий:

 Степашка был на озере  и в нем плавали загадочные  цветы -  кувшинки. Такие красивые.  Он стоял и любовался ими, как распускались  эти прекрасные цветы.

 

И мы сейчас с вами понаблюдаем этот волшебный процесс. А для этого

у нас как раз  есть цветы и озеро. Как вы думаете, у нас цветы раскроются? Проверим?

Проводится опыт  - смотрите, смотрите  на наших глазах лепестки цветов распускаться.  Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.  Все гениальное просто.

Ведущий:

 Мама Степашки  хочет сделать ему сладкую вату и  попросила его купить  сахар красного цвета. Он  побывал во всех магазинах, но красного сахара не нашел.

Как вы думаете,  бывает цветной сахар? (ответы).

 

А я знаю, как можно покрасить сахар.  

Делают опыт -  Для этого нужно в блюдце поставить кубики сахара, теперь  нальем окрашенную воду  в тарелочку  и посмотрим, что получится?

Вывод.  Как это получилось?  Вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и смешиваются с молекулами сахара. И далее  вода  поднимается по кубикам снизу - вверх.

  Степашка  по дороге к нам увидел огромный луг, который был усыпан разноцветными весенними  цветами, словно волшебным узором.

Ведущий:

А вы хотите нарисовать узоры?

Опыт с молоком,- какие  красивые узоры получились. Кто знает,  почему узоры появляются?

Вывод: моющее средство   разрушает жир в молоке и тем самым заставляет «танцевать»  краски в молоке.

Степашка очень любит наблюдать радугу в небе –этот красивый разноцветный мост раскинутый через весь лес. А  радуга как известно  бывает непременно после дождя. Теперь Степашка каждый день ждет когда же пойдет дождь и скучает. Как вы думаете,  мы можем  без дождя показать радугу Степашке?

Для этого мы возьмем разноцветные конфеты, разложим их на тарелочке, в центр нальем воды и подождем. Появилась радуга? Степашка очень рад.

Степашка теперь на многие вопросы  узнал ответы.

 

Уважаемые коллеги спасибо вам за  помощь.

Я пускаю пузыри, в воздухе кружат они,

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

 

   Ну что ж  фокус завершаем

  вас  обратно превращаем.

 

        

  В мастер-классе я постаралась представить примерную  совместную исследовательскую деятельность.

  В  форме помощи персонажу – Степашке мы  учились экспериментировать. Также сегодня мы узнали, что при организации детского экспериментирования следует выбрать тему  и объект исследования с учетом интересов и жизненного опыта детей, а также необходимо создание мотивации у детей к деятельности. Использовать проблемные ситуации, вести диалог с детьми, поощрять, осуществлять по мере возможности проверку всех гипотез и формулировать выводы.      

                                

Уважаемые коллеги спасибо вам за  внимание!