Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.

Попова Ольга Алексеевна

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.

Б.Т. Лихачев отмечал: «ребенок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности, отношении и общении, усваивающую, аккумулирующую, критически перерабатывающую в конкретных условиях, воспитательные воздействия, принимающую или сопротивляющуюся им». Чтобы поддержать активность личности, необходимо найти набор соответствующих средств, трансформировать содержание дошкольного образования, принципы и методы организации детской деятельности, подобрать оптимальные для каждого возраста приемы формирования компонентов субъективности.

В рамках игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций дети овладевают общими способами действий, т.н.  такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Это является базовой предпосылкой учебной деятельности.

Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения обычно начинается мышление. Стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим детскую активность». Среди других мощных стимулов включения детей в работу можно выделить познавательную потребность помочь персонажу (или другому человеку), интерес к способу действия, потребность к самовыражению.

Структура образовательной ситуации.

Компоненты деятельности

Этапы работы

1

imageПроблема

цель работы детей на занятии (мотив)

Мотивационно-ориентировочный

2

План

Поисковый

3

Исполнительские действия

Практический

4

Оценка

Рефлексивно-оценочный

 

Таким образом, педагог ДОО создает четкую структуру образовательной ситуации, в рамках которой ребенок:

  • Может увидеть игровую, коммуникативную, творческую и другую задачу, свою роль в ее решении
  • Будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного компонента деятельности.
  • Получит возможность спланировать предстоящую работу, увидеть ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретет новые знания и умения.
  • Научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.