Рекомендации родителям, имеющим ребенка с нарушением зрения по освоению навыков ориентировки в пространстве.

Алифанова Светлана Николаевна

 

Уважаемые родители! Совсем скоро ваш малыш покинет стены детского сада и пойдет в школу. Каждый родитель мечтает об успешном обучении своего ребенка в школе. Вы немало делаете для этого, обучая ребенка чтению, развиваете мышление, учите общаться со сверстниками. Но иногда забываете о том, что ваш ребенок имеет пусть незначительные, но все же нарушения зрительного анализатора, которые вызывают сложности в усвоении определенных умений и навыков. Я говорю об умении ориентироваться в пространстве.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка не возможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Особое значение овладение пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве имеет для детей со зрительными нарушениями, так как сенсорный дефект осложняет процесс формирования этих представлений и навыков, а  их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

В детском саду тифлопедагог проводит обучение детей с нарушением зрения на специальных коррекционных занятиях, затем полученные навыки закрепляются  воспитателями и другими специалистами. Но для положительного результата,  необходимо и участие родителей.

Родители  ребенка с косоглазием и амблиопией должны знать, что при обучении его ориентировке в пространстве особое внимание следует обращать на развитие умений выделять (видеть, находить с помощью зрения и правильно называть) пространственные признаки предметов: их форму, величину, объем. Для успешности ориентировки в пространстве ребенку с такими зрительными заболеваниями очень важно также уметь определять с помощью зрения удаленность предметов в пространстве, расстояние между ними.

Научить этому своего ребенка можно в таких игровых упражнениях:

 « Посмотри внимательно. Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, и др.) формы», «Подбери игрушки (предметы) по величине» и т.п. Для способности видеть глубину пространства проводите следующие упражнения: «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Расскажи, что расположено ближе, дальше», «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем плане)».

Напоминаю, что ребенку необходима ваша помощь в выполнении трудных для него заданий. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельных ответов на ваши вопросы и выполнения инструкций, следует несколько раз выполнить все вместе с ним.

Ребенка с нарушением зрения 6-7 лет необходимо научить ориентироваться в пространстве с помощью схем пространства, планов пути. В школе это умение очень необходимо.

Например, в таких играх и упражнениях: «Иди по плану пути (например, от подъезда до стола во дворе, от качелей до дерева и т.д.)», «Найди  предмет в комнате по отметке на схеме. Расскажи, где ты нашел предмет», «Найди во дворе дерево, отмеченное на схеме. Расскажи, где растет это дерево», «Найди во дворе все предметы, нарисованные на схеме. Расскажите, где они расположены», «Расставь по схеме игрушки на столе», « Размести по схеме игрушки на полках в шкафу»  и т.д.

Схемы пространства и планы пути, которые вы нарисуете, должны быть очень простыми, понятными ребенку этого возраста, доступны для его зрительного восприятия и осмысления. Предметы, изображенные на схеме или плане, должны быть выполнены четкими контурными линиями черным фломастером, с минимальным количеством деталей, включать в себя только те элементы, которые передают основные признаки этих предметов и позволяют легко узнавать их.

Бывают ситуации, когда ребенок с нарушением зрения старшего дошкольного возраста очень плохо ориентируется в пространстве. Наверняка у ребенка нет четких представлений о правой и левой сторонах своего тела, поэтому он затрудняется при ориентировке в пространстве с точкой отсчета «от себя». В таком случае, начните с таких игровых упражнений: «Собери карандаши правой рукой, затем левой», «Топни 5 раз левой ногой» и т.д.

Можно на левую руку надеть часики или браслетик и постоянно обращать внимание ребенка, на какой руке у него часы. Делать это надо каждый день, долгое время, пока ребенок не запомнит, какая рука правая, а какая левая.

Желаем успехов!