Конспект семинара-практикума для родителей "Говорящие пальчики"

Семинар-практикум дя родителей "Говорящие пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govoryashchie_palchiki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект
  2. Семинар-практикум для родителей и детей
  3. «Говорящие пальчики»

Составитель:

Реброва В.А., учитель-логопед

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

  • знакомить родителей с правилами, которые необходимо соблюдать в играх на кухне; с развивающими играми и заданиями на кухне;
  • формировать у родителей элементарные представления о роли нестандартных игр в психофизическом развитии ребенка;
  • содействовать общению детей и родителей, укреплению гармоничных отношений между ними;
  • активизировать потребность поиска новых вариантов игр и заданий для детей в домашних условиях;
  • дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности;
  • развивать зрительный контроль действия рук;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи, повышение педагогической культуры общения между родителями и детьми.

Оборудование: мультимедийная презентация «Говорящие пальчики»; массажные мячи; массажеры «Су-джоку»; набор цветных прищепок; картонные шаблоны «солнце», «облако», «дерево», «цветок», «трава»; соленое тесто; пластилин; различные крупы (фасоль, гречка, перловка, горох), макаронные изделия; набор бусин и пуговиц; шнурок.

Ход занятия.

Вводная часть.

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

К сожалению, в последнее время значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё недавно процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботинки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботинок и аккуратного застёгивания пуговиц. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Взрослому необходимо умело превратить незатейливую игру в образовательную.

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» (А.С.Макаренко).

Давайте сегодня поговорим об игре и, в частности, играх на кухне, там, где мама проводит большую часть времени, где все члены семьи собираются вместе, где у ребенка появляется возможность приобрести полезные навыки, знания.

Разумеется, требуются особые меры предосторожности, и соблюдение некоторых правил. Просмотр мультимедийной презентации «Говорящие пальчики».

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувство меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.

Правило третье: не будьте «занудами». Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребенка. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим малышом. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи?

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

Игры на кухне решают множество задач: обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи ребенка; развитие дыхания, ручной моторики; скоординированных движений рук. Кроме этого они способствуют реализации творческих способностей; общему развитию детей, воспитанию звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте.

Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячом.

Для массажа можно использовать как специальный массажный мяч, так и подручные материалы (карандаш, шишка, бигуди, скомканный в шарик лист бумаги и т.д.). Выполняйте движения с одновременным проговариванием стихотворений.

Ежик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Еж в лесочек убежал,

Нам «спасибо» пропищал.

Жалеем ежика: гладим, трем ему бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом, когда показываем, как он убежал.

Упражнение с массажерами «Су-джоку» и прищепкой.

Ходи ежик по тропинке

За грибами без корзинки.

А зачем ему корзинка,

Если есть в иголках спинка?

Перекатывание шарика «Су-джоку» между ладонями вперед – назад.

В колобок свернулся ежик,

Ежик очень колкий.

Нет ни мордочки, ни ножек.

Даже осторожненько

Не погладишь ежика.

Острые колючки

Колют Тане ручки.

Перекатывание шарика «Су-джоку» между ладонями круговыми движениями.

Таня блюдце с молоком

Принесла ежонку,

Отошла на пять шагов

И стоит в сторонке.

Пощипывание прищепкой левой ладони.

Ежик тут не удержался

Перед искушением,

Потихоньку развернулся –

Выпил угощенье,

Фыркнул, носом покрутил

И в кусты засеменил.

Пощипывание прищепкой правой ладони.

Каждый день теперь на дачу,

Только солнышко зайдет,

Гость приходит к нашей Тане –

Молоко из блюдца пьет.

Перекатывание шарика «Су-джоку» между ладонями круговыми движениями.

Задания в парах «родитель – ребенок».

  1. «Расскажу вам, дети, сказку».

На заготовленные заранее шаблоны родитель и ребенок прикрепляют цветные прищепки по периметру, придумывают и показывают сказку.

  1. «Я пеку, пеку, пеку».

Из соленого теста родитель и ребенок вылепляют пирог, украшают его с помощью макаронных изделий и крупы.

  1. Игра-сортировка «Золушка».

В коробе сложены разные виды круп, макарон. Родителю и ребенку предлагается сортировать их и назвать все, что было в миске.

  1. «Разложи по цвету, форме».

В миске перемешаны разные виды бусин, пуговиц. Родителю и ребенку предлагается разложить предметы по форме и цвету.

  1. Выложи узор.

На заготовке из пластилина родитель и ребенок вдавливают мелкие предметы в виде мозаики.

  1. Бусы для мамы.

Родитель и ребенок нанизывают на шнурок различные виды макаронных изделий, чередуя их в определенной последовательности. Получаются замечательные бусы.

Речевая игра «Вышла чашка погулять».

Раз – два – три – четыре - пять -

Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Вышла чашка погулять.

Мимо чайник пролетает -

Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливающий чай».

Чашку чаем наполняет:

- Буль-буль!..

Хлопают ладонью одной руки по ладони другой (2 раза).

Ой-ей-ей!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен сахар кусковой.

Хлопают ладонями по коленям.

Раз – два – три – четыре - пять -

Сжимают и разжимают пальцы.

Вышел сахар погулять.

Мимо ложка пролетает,

Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Сахар в чашке растворяет:

- Дзынь-дзынь!..

Хлопают в ладоши (2 раза).

Ой-ей-ей!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен пряник расписной!

Хлопают ладонями по коленям.

Раз – два – три – четыре - пять -

Сжимают и разжимают пальцы.

Вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают -

Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки перед собой.

В прятки с пряником играют:

- Хруст-хруст!..

Стучат кулачками друг о друга (2 раза).

Ай-яй-яй!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

По столу растекся чай!

Поглаживают колени ладонями.

Раз – два – три – четыре - пять -

Сжимают и разжимают пальцы.

Вышла тряпка погулять.

Тряпка в чае извозилась,

Тряпка фыркала и злилась:

Потирают ладони друг о друга.

Раз – два – три – четыре - пять -

Стучат кулачками по бедрам (5 раз).

Не хочу с тобой играть!

Топают ногами.

Подведение итогов.

Родители и дети представляют свою работу, рассказывают, что понравилось, с какими трудностями пришлось столкнуться.