Консультация для родителей «Познавательное развитие детей 2–3 лет»

Яроцкая Наталья Михайловна

Мир глазами ребенка огромен и многолик. Малыша интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т. п. Однако ему еще трудно понять мир и ребенок познает мир по-своему, по-детски, в первую очередь, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности.

Взрослый должен вести ребенка от простого к сложному, помня о том, что дитя видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни.

На третьем году жизни дети начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимосвязях.  Познают такие свойства: твердый—мягкий; сухой—мокрый; холодный—теплый; чистый—грязный; длинный—короткий и т. п. ; также расположение предметов в пространстве (в, на, под, из, высоко—низко, далеко—близко); количество (один, много, мало); особенности движения (быстро—медленно, вперед—назад).

Ученые отмечают, что на третьем году жизни в три раза увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших ситуаций. Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер. Малыш проявляет особое отношение к взрослым, которые стремятся удовлетворить его интерес и любопытство.

Лето и вы с ребенком в деревне. Сразу у ребенка лавина впечатлений. Очень привлекает животный и растительный мир. Ребенок начинает узнавать не только взрослых животных, но и их детенышей (котенок, поросенок, цыпленок, щенок и т. д.). Он более продолжительно наблюдает за рыбками, птицами, узнает их по повадкам.  Родители продолжают воспитывать у малыша добрые чувства и заботливое отношение к животным. Они предлагают понаблюдать за животными в различных состояниях (спит, ест, бежит, а затем проявлять заботу (накормить, напоить, приласкать).

Важно научить ребенка при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных (у коровы, козы – рога; у петуха – красный гребешок; у кролика – длинные уши, короткий хвост и т. д.). Ведь именно в познании ярко видно, как малыш учится сравнивать и обобщать, выделять главные, существенные и несущественные признаки. Так малыш умнеет. Так обогащаются его представления об окружающем мире.

Особое место отводится ознакомлению с растениями, растущими на огороде. Взрослые могут привлечь малыша к уходу за ними. Дитя узнает, что на грядках растут морковь, репа, огурцы и т. п. У ребенка формируется представление об овощах как огородных культурах и продуктах труда человека. Ознакомление начинается с целевых прогулок на огород, где малыш видит результаты труда – выращенные овощи. Вместе с тем дети этого возраста могут уже осваивать особенности их произрастания (репа растет в земле, а листики находятся на поверхности грядки и точно так же растет морковка).

Знакомя ребенка с огородными культурами, закрепляя его знания, взрослые используют произведения устного народного творчества. Загадки, сказки, песенки, поговорки и т. д. Например, сказка «Репка». Малыши третьего года обожают эту сказку. В ней все знакомо, все персонажи «родные» и суть сказки в единении, дружбе людей и зверей. Очень хорошо, когда взрослые одухотворяют мир детского восприятия игровыми моментами, развивают его воображение, самые простые ситуации могут порадовать малыша.

Первые знания, данные взрослыми, становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности.