"Детско-родительские мероприятия, как совместная деятельность во взаимодействии с родителями"

Вязанкина Лариса Евгеньевна

У педагогов и родителей единые цели и задачи сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по новому определяют работу ДОУ с семьёй: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства, как одной из составляющих успешной социализации ребёнка.

Первая школа растущего человека – семья. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а мама и папа – образцы для подражания. Однако в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, излишней «занятостью» родителей,  усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей  развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит желаемого результата. Второй и не менее важный момент: родителями не востребованы используемые в ДОУ формы работы с родителями (посещаемость родительских собраний в форме лекториев и консультаций заметно снизилась!) Всё это не могло не привести к нововведениям.  Именно педагог берёт на себя ответственную и ведущую роль по налаживанию доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, вовлечение родителей в активное творческое участие в жизни детей в детском саду, педагогическое просвещение родителей в интересной и ненавязчивой форме.  Педагоги и родители должны стать партнёрами в воспитании на основе равенства сторон и взаимного уважения.

Задачи  социального партнёрства педагогов нашего ДОУ с родителями, это:

-  привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе ДОУ, посредством использования новых активных форм взаимодействия;

- повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога в глазах родителей;

- реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО;

- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через приобщение родителей к педагогическому процессу, расширения сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, пребывание родителей во время образовательного процесса в удобное для них время, создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования: доступность, востребованность, интерактивность.

В нашем ДОУ сложились разнообразные формы сотрудничества с семьёй, как традиционные, такие как дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, совместные праздники, оформление информационных стендов, так и нетрадиционные: соревнования, конкурсы, выставки, проекты,  игры-квесты и пр. Большое внимание мы уделяем совместным детско-родительским формам работы, которые составляют   направление – совместная деятельность всех участников образовательного процесса.

Одним из таких мероприятий являются совместные праздники, которые создают эмоциональный комфорт и детей и родителей, помогают объединиться и установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, родителями и детьми. Традиционными стали вечера творческих групп родителей и старших дошкольников по подготовке к праздникам с целью обновления костюмов детей и взрослых, их примерки, подготовка атрибутики, обсуждение хода сценария праздника,  образа ролей и т.п. Основные праздники с участием родителей это «День матери», «День Защитника Отечества», новогодние праздники, праздники посвящённые 8 марта. Отдельного внимания заслуживают спортивные мероприятия- спортивные праздники и физкультурные досуги, в которых принимают активное участие родители наших воспитанников. Самыми интересными и запоминающимися  стали спортивные праздники «Семейные старты», «В поход за здоровьем», «Богатырская сила»; развлечения «Уроки Мойдодыра», «Приключения Враки-Забияки».

Конкурсы – одна из самых интересных, творческих, и результативных форм взаимодействия. Ни что так не объединяет детей и взрослых, как общее увлечение, общее дело. Мы стараемся разнообразить конкурсы проводимые в ДОУ, а опытом лучших поделиться с другими. Тематика самых продуктивных из них: Конкурс на лучшее сочинение «Как я провёл лето»; конкурс «Семейные портфолио» («Семья и семейные традиции семьи», «Мы туристы», «Давайте знакомиться» и др.), конкурс поделок из природного материала «Творим вместе», конкурс «Театр своими руками», конкурс сказок, сочиненных детьми и родителями, на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза», на лучшее оформление группы к новогоднему празднику, конкурс совместных творческих работ «Новогодняя сказка из воздушных шаров»,  на лучшую организацию работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» в номинациях «Искусство на тарелке», конкурс «Семейных фотоплакатов» «Здоровье – это здорово», конкурс семейной фотографии «Я готовлю для своей семьи», конкурс семейной фотографии «Кулинарное путешествие во времени» и т.д.; конкурс творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи», районный конкурс семейного творчества «Пасхальное чудо» и многие др.

 Аналогичные цели и у другой формы взаимодействия – соревнования. Спортивные соревнования  – активный и весёлый метод организации детей и родителей. Особенно часто устраиваются совместные с родителями соревнования в летний период: «Все на старт!», «Быстрее, сильнее». Родители и воспитанники нашего ДОУ – активные участники районных соревнований  «Папа-мама, я спортивная семья»; велогонка «Олимпийские надежды».

Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогами, выполняют задания, отвечают на вопросы. Посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для родителей и детей, так и для педагогов. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своём ребёнке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнаёт, как общаются родители со своим ребёнком, насколько умело помогают ему в развитии. Поэтому позиция наших педагогов – поощрять активное участие родителей не только в досуговых мероприятиях, но и в непосредственно образовательной деятельности (занятиях). Опыт участия родителей наших воспитанников в НОД уже имеет хорошие результаты. Вот некоторые из таких занятий: «Цветные яички» - рисование цветным песочком с детьми раннего возраста, «Народная кукла-закрутка» - ручной труд (в рамках реализации работы по духовно-нравственному воспитанию); «Букет в подарок» - конструирование из бумаги в технике квилинг; литературная викторина «Читающая семья», посвящённая творчеству К.И. Чуковского и др.

Ознакомление родителей с жизнью своих детей происходит также во время дней открытых дверей, которые проводятся 1-2 раза в год. В назначенные дни, родители без специальной договорённости могут побывать в дошкольном учреждении. Программа такого дня может включать самые разнообразные формы, это и открытые НОД,  посещение режимных моментов, выставок творческих работ детей, совместных творческих работ родителей и детей и другое.

Одной из современных и эффективных форм взаимодействия «педагог-родитель-ребёнок», может стать проектная деятельность, которая предполагает активное сотрудничество взрослых и детей, объединяет их одной общей идеей, целью, деятельностью. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности, общаться со взрослыми и сверстниками. Так родители нашего ДОУ были вовлечены в проектную деятельность разной направленности. Однако самыми результативными оказались проекты познавательного направления с детьми старшего дошкольного возраста: «Защитники в наших семьях», «Животные севера», «Кто такие микробы?», «Азбука здоровья», «Транспорт в нашей жизни». Результатом проектов были организованные выставки  (фотовыставка «Они сражались за Родину», выставка творческих работ детей «Животные севера»); создание альбомов и фотопрезентаций («Защитники в наших семьях», «Полезные и вредные микробы», «В мире динозавров»…). В рамках реализации проектного метода в ДОУ, а так же активизации работы по безопасности, был реализован социальный проект «Светофор» (семья Родионовых). Результатом, которого стало изготовление модели светофора с действующим механизмом, и набора знаков дорожного движения.

Выставки творческих работ детей и их родителей, как отдельно организованные тематические («Цветы бывают разные», «Вот пришла зима», «Палитра разнотравья» и др.), так и результат проектной деятельности («Животные севера», «Растут цветы для красоты», «Правила дорожные-знать каждому положено»), в рамках организации конкурсов продуктивно-практического характера («Театральная кукла своими руками», «Генеалогическое древо моей семьи», «Мастерская деда Мороза», «Креативная ёлка» и др.) регулярно организуются в ДОУ. Такие выставки повышают авторитет родителей в глазах детей и педагогов, позволяют обогатить предметно-развивающую среду ДОУ и позволяют раскрыть самые творческие способности детей и родителей. Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость  поделок. И пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями.

Семейные гостиные, как одна из форм тесного и неформального общения, которая позволяет родителям узнать друг друга, сплотить родителей в один родительский коллектив. На такие вечера педагоги стараются подготовить фото и видео материалы из жизни детей в детском саду, материалы участия детей и взрослых в различных конкурсах, соревнованиях, акциях (фотопрезентации). Которые с удовольствием любят смотреть и дети и взрослые. В непринуждённой беседе родители делятся опытом воспитания детей. А заканчивается вечер – традиционным чаепитием.

Следующая форма взаимодействия с родителями используемая в нашем ДОУ - акции - это одна из интерактивных форм работы с родителямиАкции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными задачами проводимых акций являютсяформирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом. Акция охватывает всех родителей группы. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагогаАкция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель). Оригинальные приемы, практическая деятельность, поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Стали традиционными в нашем ДОУ акции экологического,  направления «Дерево памяти» (посадка плодовых кустов и деревьев), «Покормите птиц зимой» (изготовление и размещение кормушек для птиц, организация дежурств в «птичьей столовой), «Чистый дворик детского сада» (уборка территории ДОУ от мусора); социально-нравственного направления: «Сделаем участок краше» (покраска оборудования, оформление игровых центров на прогулочных участках); «С заботой и пониманием» (мероприятия по взаимодействию с семьями где есть дети инвалиды), «Дерево памяти», «Добрые дела» (мероприятия по взаимодействию с пожилыми людьми-инвалидами), «Моя семья – частичка государства» (создание семейного герба). Участие родителей и детей в акциях осуществляется не только на уровне ДОУ, но и на муниципальном и региональном уровне. В подтверждение вышесказанному: участие детей и родителей на муниципальном этапе Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», в номинации «Творческая работа».

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогамиформируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами.

Еще одной эффективной формой взаимодействия является игра. Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов, родителей и детей интересным и увлекательным. Перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения часто надоедают и становятся не интересными для родителей. А игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Такие игры как «Что? Где? Когда», «КВН» представляют собой педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Ценность таких игр состоит в том, что они проходят непринужденно, равноправно среди родителей и педагогов, с посильным участием старших дошкольников.

Одна из востребованных игр в нашем ДОУ стала квест игра. Это одна из инновационных интерактивных форм сотрудничества педагогов, родителей и детей в решении образовательных задач и направлена на улучшение взаимодействия коллектива с семьями воспитанников, повышение качества образования. Эта форма была апробирована у нас летом 2018 года и уже стала традиционной.  Квест привлекателен и для детей, и для взрослых, потому что он доставляет удовольствие всем участникам. Это игра-приключение, эмоционально насыщена, наполнена весёлыми заданиями. Так в летний период воспитателями была организована квест-игра  «Незнайка в стране ПДДейка», в стиле геокешинг (поиск клада);  а в учебном году прошли  квесты: «Путешествие в страну здоровья», «Музыкальная тропинка».

Прогулки-походы с детьми и родителями на природу (экскурсии) – ещё одно совместное и не менее увлекательное мероприятие,  чем выше названные. В нашем детском саду такие прогулки со старшими дошкольниками и родителями организуются в теплый период года. Пешие прогулки-походы помогают не только получить заряд бодрости, но и решают множество задач физического, познавательного и социально-коммуникативного развития. А самое главное ещё и ещё позволяют объединить всех в один коллектив: дети-родители-педагоги! Подготовка к такому походу начинается заранее. В зависимости от поставленной цели прогулки-похода разрабатывается маршрут,  составляется план прогулки, подбирается материал и оборудование, между педагогами и родителями распределяются обязанности. В обязательном порядке – предварительный осмотр места экскурсии.  Летом со старшими дошкольниками и их родителями были организованы экологические прогулки-походы на луг, к водоёму, в парк. Прогулки – походы оставляют незабываемые впечатления не только у детей, но и у родителей. Совместные игры, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор гербария, природного материала, изготовление совместных творческих работ в ходе прогулок – походов объединяют, сплачивают детско-взрослый коллектив, помогают установлению взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами, детьми и родителями.

В сентябре 2018 года возобновил свою работу клуб «Аистёнок», цель которого оказание диагностической, методической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста. Основные задачи клуба: оказание помощи семьям будущих воспитанников детского сада в пред адаптационный период; повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, популяризация деятельности детского сада среди населения посёлка. Деятельность клуба осуществляется в разных формах, однако самая полюбившаяся – это практические занятия с родителями и малышами. Такие встречи остаются незабываемыми и приносят много позитивного и родителям и педагогам. Дети во время таких встреч имеют возможность вступать в первые контакты со сверстниками, знакомиться с окружением, игровым пространством детского сада.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Использование разнообразных интерактивных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и партнёрами воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.

Всё больше родителей  проявляют искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности становится более характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах, конкурсах, выставках.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детско-родительские мероприятия, как совместная деятельность во взаимодействии с родителями»

У педагогов и родителей единые цели и задачи сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по новому определяют работу ДОУ с семьёй: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства, как одной из составляющих успешной социализации ребёнка.

Первая школа растущего человека – семья. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а мама и папа – образцы для подражания. Однако в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, излишней «занятостью» родителей,  усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей  развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит желаемого результата. Второй и не менее важный момент: родителями не востребованы используемые в ДОУ формы работы с родителями (посещаемость родительских собраний в форме лекториев и консультаций заметно снизилась!) Всё это не могло не привести к нововведениям.  Именно педагог берёт на себя ответственную и ведущую роль по налаживанию доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, вовлечение родителей в активное творческое участие в жизни детей в детском саду, педагогическое просвещение родителей в интересной и ненавязчивой форме.  Педагоги и родители должны стать партнёрами в воспитании на основе равенства сторон и взаимного уважения.

Задачи  социального партнёрства педагогов нашего ДОУ с родителями, это:

-  привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе ДОУ, посредством использования новых активных форм взаимодействия;

- повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога в глазах родителей;

- реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО;

- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через приобщение родителей к педагогическому процессу, расширения сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, пребывание родителей во время образовательного процесса в удобное для них время, создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования: доступность, востребованность, интерактивность.

В нашем ДОУ сложились разнообразные формы сотрудничества с семьёй, как традиционные, такие как дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, совместные праздники, оформление информационных стендов, так и нетрадиционные: соревнования, конкурсы, выставки, проекты,  игры-квесты и пр. Большое внимание мы уделяем совместным детско-родительским формам работы, которые составляют   направление – совместная деятельность всех участников образовательного процесса.

Одним из таких мероприятий являются совместные праздники, которые создают эмоциональный комфорт и детей и родителей, помогают объединиться и установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, родителями и детьми. Традиционными стали вечера творческих групп родителей и старших дошкольников по подготовке к праздникам с целью обновления костюмов детей и взрослых, их примерки, подготовка атрибутики, обсуждение хода сценария праздника,  образа ролей и т.п. Основные праздники с участием родителей это «День матери», «День Защитника Отечества», новогодние праздники, праздники посвящённые 8 марта. Отдельного внимания заслуживают спортивные мероприятия- спортивные праздники и физкультурные досуги, в которых принимают активное участие родители наших воспитанников. Самыми интересными и запоминающимися  стали спортивные праздники «Семейные старты», «В поход за здоровьем», «Богатырская сила»; развлечения «Уроки Мойдодыра», «Приключения Враки-Забияки».

Конкурсы – одна из самых интересных, творческих, и результативных форм взаимодействия. Ни что так не объединяет детей и взрослых, как общее увлечение, общее дело. Мы стараемся разнообразить конкурсы проводимые в ДОУ, а опытом лучших поделиться с другими. Тематика самых продуктивных из них: Конкурс на лучшее сочинение «Как я провёл лето»; конкурс «Семейные портфолио» («Семья и семейные традиции семьи», «Мы туристы», «Давайте знакомиться» и др.), конкурс поделок из природного материала «Творим вместе», конкурс «Театр своими руками», конкурс сказок, сочиненных детьми и родителями, на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза», на лучшее оформление группы к новогоднему празднику, конкурс совместных творческих работ «Новогодняя сказка из воздушных шаров»,  на лучшую организацию работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» в номинациях «Искусство на тарелке», конкурс «Семейных фотоплакатов» «Здоровье – это здорово», конкурс семейной фотографии «Я готовлю для своей семьи», конкурс семейной фотографии «Кулинарное путешествие во времени» и т.д.; конкурс творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи», районный конкурс семейного творчества «Пасхальное чудо» и многие др.

 Аналогичные цели и у другой формы взаимодействия – соревнования. Спортивные соревнования  – активный и весёлый метод организации детей и родителей. Особенно часто устраиваются совместные с родителями соревнования в летний период: «Все на старт!», «Быстрее, сильнее». Родители и воспитанники нашего ДОУ – активные участники районных соревнований  «Папа-мама, я спортивная семья»; велогонка «Олимпийские надежды».

Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогами, выполняют задания, отвечают на вопросы. Посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для родителей и детей, так и для педагогов. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своём ребёнке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнаёт, как общаются родители со своим ребёнком, насколько умело помогают ему в развитии. Поэтому позиция наших педагогов – поощрять активное участие родителей не только в досуговых мероприятиях, но и в непосредственно образовательной деятельности (занятиях). Опыт участия родителей наших воспитанников в НОД уже имеет хорошие результаты. Вот некоторые из таких занятий: «Цветные яички» - рисование цветным песочком с детьми раннего возраста, «Народная кукла-закрутка» - ручной труд (в рамках реализации работы по духовно-нравственному воспитанию); «Букет в подарок» - конструирование из бумаги в технике квилинг; литературная викторина «Читающая семья», посвящённая творчеству К.И. Чуковского и др.

Ознакомление родителей с жизнью своих детей происходит также во время дней открытых дверей, которые проводятся 1-2 раза в год. В назначенные дни, родители без специальной договорённости могут побывать в дошкольном учреждении. Программа такого дня может включать самые разнообразные формы, это и открытые НОД,  посещение режимных моментов, выставок творческих работ детей, совместных творческих работ родителей и детей и другое.

Одной из современных и эффективных форм взаимодействия «педагог-родитель-ребёнок», может стать проектная деятельность, которая предполагает активное сотрудничество взрослых и детей, объединяет их одной общей идеей, целью, деятельностью. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности, общаться со взрослыми и сверстниками. Так родители нашего ДОУ были вовлечены в проектную деятельность разной направленности. Однако самыми результативными оказались проекты познавательного направления с детьми старшего дошкольного возраста: «Защитники в наших семьях», «Животные севера», «Кто такие микробы?», «Азбука здоровья», «Транспорт в нашей жизни». Результатом проектов были организованные выставки  (фотовыставка «Они сражались за Родину», выставка творческих работ детей «Животные севера»); создание альбомов и фотопрезентаций («Защитники в наших семьях», «Полезные и вредные микробы», «В мире динозавров»…). В рамках реализации проектного метода в ДОУ, а так же активизации работы по безопасности, был реализован социальный проект «Светофор» (семья Родионовых). Результатом, которого стало изготовление модели светофора с действующим механизмом, и набора знаков дорожного движения.

Выставки творческих работ детей и их родителей, как отдельно организованные тематические («Цветы бывают разные», «Вот пришла зима», «Палитра разнотравья» и др.), так и результат проектной деятельности («Животные севера», «Растут цветы для красоты», «Правила дорожные-знать каждому положено»), в рамках организации конкурсов продуктивно-практического характера («Театральная кукла своими руками», «Генеалогическое древо моей семьи», «Мастерская деда Мороза», «Креативная ёлка» и др.) регулярно организуются в ДОУ. Такие выставки повышают авторитет родителей в глазах детей и педагогов, позволяют обогатить предметно-развивающую среду ДОУ и позволяют раскрыть самые творческие способности детей и родителей. Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость  поделок. И пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями.

Семейные гостиные, как одна из форм тесного и неформального общения, которая позволяет родителям узнать друг друга, сплотить родителей в один родительский коллектив. На такие вечера педагоги стараются подготовить фото и видео материалы из жизни детей в детском саду, материалы участия детей и взрослых в различных конкурсах, соревнованиях, акциях (фотопрезентации). Которые с удовольствием любят смотреть и дети и взрослые. В непринуждённой беседе родители делятся опытом воспитания детей. А заканчивается вечер – традиционным чаепитием.

Следующая форма взаимодействия с родителями используемая в нашем ДОУ - акции - это одна из интерактивных форм работы с родителямиАкции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными задачами проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом. Акция охватывает всех родителей группы. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель). Оригинальные приемы, практическая деятельность, поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Стали традиционными в нашем ДОУ акции экологического,  направления «Дерево памяти» (посадка плодовых кустов и деревьев), «Покормите птиц зимой» (изготовление и размещение кормушек для птиц, организация дежурств в «птичьей столовой), «Чистый дворик детского сада» (уборка территории ДОУ от мусора); социально-нравственного направления: «Сделаем участок краше» (покраска оборудования, оформление игровых центров на прогулочных участках); «С заботой и пониманием» (мероприятия по взаимодействию с семьями где есть дети инвалиды), «Дерево памяти», «Добрые дела» (мероприятия по взаимодействию с пожилыми людьми-инвалидами), «Моя семья – частичка государства» (создание семейного герба). Участие родителей и детей в акциях осуществляется не только на уровне ДОУ, но и на муниципальном и региональном уровне. В подтверждение вышесказанному: участие детей и родителей на муниципальном этапе Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», в номинации «Творческая работа».

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами.

Еще одной эффективной формой взаимодействия является игра. Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов, родителей и детей интересным и увлекательным. Перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения часто надоедают и становятся не интересными для родителей. А игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Такие игры как «Что? Где? Когда», «КВН» представляют собой педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Ценность таких игр состоит в том, что они проходят непринужденно, равноправно среди родителей и педагогов, с посильным участием старших дошкольников.

Одна из востребованных игр в нашем ДОУ стала квест игра. Это одна из инновационных интерактивных форм сотрудничества педагогов, родителей и детей в решении образовательных задач и направлена на улучшение взаимодействия коллектива с семьями воспитанников, повышение качества образования. Эта форма была апробирована у нас летом 2018 года и уже стала традиционной.  Квест привлекателен и для детей, и для взрослых, потому что он доставляет удовольствие всем участникам. Это игра-приключение, эмоционально насыщена, наполнена весёлыми заданиями. Так в летний период воспитателями была организована квест-игра  «Незнайка в стране ПДДейка», в стиле геокешинг (поиск клада);  а в учебном году прошли  квесты: «Путешествие в страну здоровья», «Музыкальная тропинка».

Прогулки-походы с детьми и родителями на природу (экскурсии) – ещё одно совместное и не менее увлекательное мероприятие,  чем выше названные. В нашем детском саду такие прогулки со старшими дошкольниками и родителями организуются в теплый период года. Пешие прогулки-походы помогают не только получить заряд бодрости, но и решают множество задач физического, познавательного и социально-коммуникативного развития. А самое главное ещё и ещё позволяют объединить всех в один коллектив: дети-родители-педагоги! Подготовка к такому походу начинается заранее. В зависимости от поставленной цели прогулки-похода разрабатывается маршрут,  составляется план прогулки, подбирается материал и оборудование, между педагогами и родителями распределяются обязанности. В обязательном порядке – предварительный осмотр места экскурсии.  Летом со старшими дошкольниками и их родителями были организованы экологические прогулки-походы на луг, к водоёму, в парк. Прогулки – походы оставляют незабываемые впечатления не только у детей, но и у родителей. Совместные игры, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор гербария, природного материала, изготовление совместных творческих работ в ходе прогулок – походов объединяют, сплачивают детско-взрослый коллектив, помогают установлению взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами, детьми и родителями.

В сентябре 2018 года возобновил свою работу клуб «Аистёнок», цель которого оказание диагностической, методической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста. Основные задачи клуба: оказание помощи семьям будущих воспитанников детского сада в пред адаптационный период; повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, популяризация деятельности детского сада среди населения посёлка. Деятельность клуба осуществляется в разных формах, однако самая полюбившаяся – это практические занятия с родителями и малышами. Такие встречи остаются незабываемыми и приносят много позитивного и родителям и педагогам. Дети во время таких встреч имеют возможность вступать в первые контакты со сверстниками, знакомиться с окружением, игровым пространством детского сада.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Использование разнообразных интерактивных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и партнёрами воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.

Всё больше родителей  проявляют искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности становится более характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах, конкурсах, выставках.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.