Мой опыт работы "Влияние народных подвижных игр на формирование физических качеств у старших дошкольников"

Клиндухова Олеся Владимировна

ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА  ФОРМИРОВАНИЕ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

                                                                                                 

Клиндухова О. В., воспитатель

МБДОО «Детский сад № 171» г. Зимы

 

Роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста огромна и очень значима. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных организаций. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

В развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, в закреплении двигательных умений большое значение имеет подвижная игра. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка, не только укрепляя и развивая двигательный аппарат, но и влияя на формирование личности ребенка, способствуя его психическому развитию.

В ходе моей педагогической деятельности выявилась следующая проблема. По результатам мониторинга физического   развития, у детей в недостаточной мере развиты  такие физические качества как: выносливость, ловкость, координация движений. В соответствии с федерально государственным образовательным стандартом дошкольного образования  ведущей деятельностью является игра. Поэтому  мы решили  обратить особое внимание на народные подвижные игры.

Передовые представители культуры К.Д.Ушинский, Д.А. Колоцца, Г.А.Виноградов считали, что народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, являются могущественным средством воспитания национальной принадлежности, этнокультуры в целом, любви к своему языку, народу, Родине.

Большую часть физических нагрузок, особенно в дошкольном возрасте, дети получают в процессе активных игр, во время которых у них происходит естественное развитие основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание). Постепенно подвижные игры, кроме закрепления двигательных навыков, способствуют развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Значение использования народных подвижных игр как средства формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста достаточно велико. По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют физические навыки, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

В процессе деятельности перед педагогом встает трудная задача построить  образовательную деятельность    таким образом, чтобы не вредить здоровью старших дошкольников. Большую пользу и положительные результаты приносит использование подвижных игр в процессе обучения.  Сегодня вряд ли можно найти родителя, педагога, которые недооценивали бы значение двигательной активности детей для их полноценного гармонического развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет на физическое развитие, формирует двигательные навыки и физические качества, укрепляет здоровье, повышает функциональную деятельность организма и усиливает эмоционально-родственные ощущения. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей. В связи с этим народные подвижные игры служат хорошим способом развития активности детей, приобщения их к различным выдам спорта, а значит и укрепления здоровья.

При решении различных педагогических задач  я опираюсь  не только на теоретические знания, но и реальные факты, которые необходимо осмыслить с помощью науки.

Для решения поставленных задач мною был составлен  перспективно - тематический план  использования народных подвижных игр в совместной деятельности взрослого и ребенка. Игры распределяются по степени сложности и содержанию, от самых простых к более сложным, в соответствии с возрастными  и индивидуальными возможностями детей, а также по видам движений, например: игры с элементами общеразвивающих упражнений, использованием бега, прыжков, метания, бросков и ловли мяча.

Подвижные  игры я включаю в совместную и самостоятельную деятельность  по формированию физических качеств у детей, в соответствии с решаемыми двигательными задачами. Народные подвижные игры могут повторяться для закрепления двигательных навыков и во второй половине дня, родителями – в выходные дни.

Данная игровая деятельность рассчитана на детей с разной степенью подвижности. Но даже в играх с низкой двигательной активностью у воспитанников формируется потребность в двигательной активности, совершенствуется ориентировка в пространстве, развивается общая моторика и координация, обогащается двигательный опыт, развивается скорость реакции.

Многие народные  подвижные игры и игровые упражнения существуют давно, но время вносит изменения в их сюжеты и наполняет новым содержанием. Игры обогащаются, совершенствуются и создаются новые.

Во время непосредственной образовательной деятельности я распределяю подвижные игры  следующим образом.

В основной части занятия для развития быстроты и ловкости  провожу игры-перебежки, в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их  включаю в подготовительную и заключительную части занятий.

Иногда занятия по физкультуре  могут полностью состоять из разнообразных народных подвижных игр. Занятия, состоящие из игр, требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения.

Проведение народных подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль педагога-воспитателя, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентированное содержание и объем игрового материала и его взаимосвязь с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который включается данная игра. В конце занятия вместе с детьми  анализирую результаты игры, отмечаю  удачи команд в тактических и технических действиях.         

Эффективность данной работы значительно повышается при сотрудничестве с родителями.  Разработанные народные подвижные игры были адаптированы для семьи и предложены родителям для использования их в домашних условиях. В конце каждого месяца родители получают памятки с вариантами народных подвижных игр, в которые можно играть с ребенком дома, на улицах, в гостях.

Содержание игр изменяется вместе с ростом развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздней она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания и жизни ребенка.

Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством физического и умственного воспитания дошкольников. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственный человеку: ходьба, бег, прыжки, метания. Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Литература

1. Анжиганова В.Н. Современное использование подвижных игр на уроках физической культуры / В.Н. Анжиганова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. № 8. С. 204-207.

2. Арямов И.А. Особенности детского возраста / И.А. Арямов. М.: Учпедгиз, 1953. - 192 с.

3. Галанов, А.С. Игры, которые лечат / А.С. Галанов. – М.: Сфера. – 2001. - 246 с.

4. Глазырина, Л.Д. Физкультура дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2001. - 249 с.

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2011. – 368 с.