Статья для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Статья для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Выходец Д.В.
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
«Ум ребенка – в пальчиках» Мелкая моторика– это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности, и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому,что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность,например: «Как интересно!», «Вот здорово!», «Давай помогу!», «Красота!», «Какой молодец!», «Как здорово!», «Как красиво», «Давай, вместе!» и т. д. Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры -это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: --способствует овладению навыками мелкой моторики;
-помогает развивать речь;
-повышает работоспособность головного мозга;
-развиваетпсихические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-развивает тактильную чувствительность;
-снимает тревожность.
Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик– я, Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Игра «Капуста».
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки) Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) Это что еще за куст (ладони с растопыренными пальцами перед собой) Как же быть без хруста Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан). Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим (щепотками) Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Игра «Вышла курочка».
Вышла курочка гулять, (пальчики шагают)
Свежей травки пощипать. (щиплют всеми пальцами)
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки. (бегут всеми пальчиками)
«Ко – ко - ко, ко – ко – ко, (хлопают в ладоши)
Не ходите далеко! (грозят пальчиками)
Лапками гребите, (гребут пальцами как граблями)
Зёрнышки ищите. (собирают зёрна)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предмет
Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Витамины в пузырьке.
Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витамины. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Копилка.
Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.
Игры с сыпучими материалами.
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.»
2. Перекладываем в кружку горох, фасоль,гречку поочерёдно пальчиками: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, то одной рукой, то другой.
3. «Накорми Нюшу, Колобка и т. д. (Заготовка с изображением персонажей с прорезью).
4. В «сухой бассейн» помещаем горох, бобы и другую крупу. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох, только бобы, только игрушки – сюрпризы и т. д.
5. Можно предложить выложить настроение Колобка или Нюши. (Заготовка лица с выражением разных эмоций).
6. Просеивание мелких и крупных круп через сито.
Рисование по крупе или песку.
На поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манную). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, круг, точки и т. д.).
Игры с пробками от бутылок, пальчиковым театром.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах. Разыгрывание элементарных персонажей из сказок с помощью пальчикового театра.
Игры с прищепками.
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно): «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!».
2. Помогите представить ребёнку, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» для солнышка, «дождинки» для облака и т. д.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Игры с пинцетом.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. - «Собери пушынки»; - «Переложи горошенки» и т. д.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают умственные и творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук, тем самим подготавливает их к письму. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Различные мозаики.
Как с крупными, так и с мелкими деталями, с замочками.
Дорожка.
Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндерсюрприз Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:В.Д.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
«Ум ребенка – в пальчиках» Мелкая моторика– это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности, и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому,что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность,например: «Как интересно!», «Вот здорово!», «Давай помогу!», «Красота!», «Какой молодец!», «Как здорово!», «Как красиво», «Давай, вместе!» и т. д. Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры -это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: --способствует овладению навыками мелкой моторики;
-помогает развивать речь;
-повышает работоспособность головного мозга;
-развиваетпсихические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-развивает тактильную чувствительность;
-снимает тревожность.
Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик– я, Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Игра «Капуста».
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки) Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) Это что еще за куст (ладони с растопыренными пальцами перед собой) Как же быть без хруста Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан). Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим (щепотками) Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Игра «Вышла курочка».
Вышла курочка гулять, (пальчики шагают)
Свежей травки пощипать. (щиплют всеми пальцами)
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки. (бегут всеми пальчиками)
«Ко – ко - ко, ко – ко – ко, (хлопают в ладоши)
Не ходите далеко! (грозят пальчиками)
Лапками гребите, (гребут пальцами как граблями)
Зёрнышки ищите. (собирают зёрна)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предмет
Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Витамины в пузырьке.
Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витамины. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Копилка.
Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.
Игры с сыпучими материалами.
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.»
2. Перекладываем в кружку горох, фасоль,гречку поочерёдно пальчиками: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, то одной рукой, то другой.
3. «Накорми Нюшу, Колобка и т. д. (Заготовка с изображением персонажей с прорезью).
4. В «сухой бассейн» помещаем горох, бобы и другую крупу. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох, только бобы, только игрушки – сюрпризы и т. д.
5. Можно предложить выложить настроение Колобка или Нюши. (Заготовка лица с выражением разных эмоций).
6. Просеивание мелких и крупных круп через сито.
Рисование по крупе или песку.
На поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манную). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, круг, точки и т. д.).
Игры с пробками от бутылок, пальчиковым театром.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах. Разыгрывание элементарных персонажей из сказок с помощью пальчикового театра.
Игры с прищепками.
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно): «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!».
2. Помогите представить ребёнку, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» для солнышка, «дождинки» для облака и т. д.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Игры с пинцетом.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. - «Собери пушынки»; - «Переложи горошенки» и т. д.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают умственные и творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук, тем самим подготавливает их к письму. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Различные мозаики.
Как с крупными, так и с мелкими деталями, с замочками.
Дорожка.
Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндерсюрприз Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
- Мне нравится (1)