«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей» | 177.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней
часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня
бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает
непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую -
то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать
родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости.
Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то
"мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного
интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, нопостоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша
бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна. Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней
снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое
желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они
запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка,однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.
Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в
воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и
противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.
Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки)
сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин - роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу. Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.
Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей
собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в ром, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее ("ребенок ваш", "нам тоже никто не помогал") либо, напротив, "с восторгом и усердием" захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.
А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших
удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".
"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для
себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных
забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив
дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом
своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта
женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие
недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.
На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре
функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для
самого прародителя и/или других членов семьи.
1. Присутствие - как символ стабильности, как интегрирующий центр, как
сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
2. Семейная "национальная гвардия" - призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.
3. Арбитры - согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.
4. Сохранение семейной истории - ощущение преемственности и единства
семьи.
Многие психологи и специалисты по вопросам семьи с сожалением
констатируют, что "институт бабушек" вообще может прекратить свое
существование. На протяжении долгих лет менялся образ жизни, практически исчезли многодетные семьи с традиционными устоями: многие советские женщины вынуждены были оставлять своих грудных детей на воспитание яслям и детским садам. А значит, связь между поколениями прервалась. Как показывает статистика, современные бабушки в большинстве своем являются матерями двух детей и бабушками одного внука, тогда как у их бабушек в свое время было более трех детей и в среднем семь-восемь внуков.
Меняется и модель семьи. Это раньше в семье было "семеро по лавкам".
Теперь среднестатистическая семья — это "мама, папа и ребенок", а семейные кланы с разветвленной сетью бабушек-дедушек, связанных прочными духовными и эмоциональными узами, уходят в прошлое. Вязаные носочки можно купить в магазине, пироги — в кулинарии, а сказку расскажет няня, которая может сделать это даже на нескольких языках.
Вот только, по мнению психологов, в деле воспитания и становления
личности одна бабушка может сыграть роль более ценную, чем десяток самых образованных нянь, гувернанток и воспитателей в детском саду. Дело в том, что связь, испокон веков существующая между внуками и бабушками, жизненно необходима, и это — взаимный процесс. Кроме того, внимательные и заботливые бабушки делают одно очень важное дело: они передают дальше накопленный опыт. Общаясь с ними, дети узнают, что у их родителей тоже есть свои мамы и папы,— так устанавливаются родовые отношения, преемственность поколений, определяется старшинство.
Почти все бабушки за редким исключением — прекрасные рассказчицы.
Они погружаются в свое прошлое, и семейные предания становятся частью
воспоминаний самого ребенка. Ведь он не знает, какими были его родители в
детстве, но при помощи рассказов бабушки легко может себе это представить.
Дети очень любят копаться в бабушкиных вещах, рассматривать старые
фотографии. Так они учатся чувствовать себя частью большой семьи, а вместе с тем и большого мира.
Бабушки просто необходимы, тем более, если у них есть желание и
возможность помочь своим детям в воспитании внуков. И будет большой
ошибкой разрушить эту вековую связь.
Бабушкам:
Правило №1
- Постарайтесь не слишком часто говорить детям, что они все делают не так (даже если вам действительно так кажется). Постарайтесь понять, чего они, в сущности, хотят, и помочь им реализовать именно ту воспитательную стратегию, к реализации которой они стремятся. Ведь они, несомненно, желают своим детям (а вашим внукам) добра. А вам, несомненно, хотелось бы видеть своих детей самостоятельными и независимыми.
Правило № 2
- Почаще рассказывайте им (родителям) об их ребенке. У них нет вашего опыта и вашей наблюдательности. Ни в чем никого не обвиняйте. Просто говорите им о вновь возникающих потребностях и проблемах ребенка. А потом постарайтесь организовать обсуждение: как эти проблемы решить и потребности удовлетворить. Помните! Если вы хотите управлять процессом, то ваше управление должно быть совершенно незаметным со стороны.
Правило №3
- Никогда не пытайтесь «покупать» любовь и внимание внуков, даже если у вас сейчас есть такая материальная возможность! Не сегодня, так завтра родители вас все равно «переплюнут», а система ценностей следующего поколения вашей семьи будет существенно скособочена. У вас есть то, чего пока нет у родителей – богатый и разнообразный жизненный опыт. В деле воспитания и привлечения внимания это - совершенно бесценная вещь. Абсолютно все дети любят «истории из жизни». И эти истории вовсе не обязаны быть захватывающе интересными (пример тому - дебильные сериалы, снятые практически в режиме реального времени). Абсолютно все дети любят, когда с ними много и «на полном серьезе» играют. Сказанное выше – всего лишь два примера того, в чем вы «сильнее» родителей. Есть и многое другое.
Правило № 4
- Желая сделать подарок ребенку, обязательно посоветуйтесь с его
родителями. Вы более опытны в человеческих отношениях. Всегда можно
повернуть разговор так, что они с вами согласятся. Или в чем-то уступить. Зато впоследствии не будет никаких обид.
Избежать подобных проблем поможет одно простое правило, которое
должно соблюдаться как малышом, так и родителями, и дедушкой с бабушкой. Вот это правило: «Ребенок должен вести себя со всеми взрослыми членами семьи так же, как и с родителями. Ребенку нельзя позволять в гостях того, что ему не разрешается дома». Внуки - это их последняя любовь, шанс воплотить невоплощенную ранее мудрость и понимание жизни, которое приходит в конце.
Бабушки, дедушки - бесконечный благотворительный фонд, который выдает
кредиты, не требуя взамен никаких гарантий, а только немного любви. Им уже нечего терять и поэтому легче быть честными. Они доброжелательно и с
любовью говорят то, что думают, - плохое и хорошее, потому что меньше, чем родители, заинтересованы в успехе детей, зато больше заинтересованы в их счастье. Действительно, лично их старость вряд ли существенно изменится от того, сколько будет зарабатывать внук, скорее всего, в отличие от родителей, они этого просто не увидят, и потому могут позволить себе такую роскошь - разрешить ребенку жить собственную жизнь, а не быть выразителем несбывшихся амбиций старших поколений. Их взгляд не искажен призмой страхов за собственное будущее, у них осталось уже только настоящее, и поэтому им легче верить... Учитесь относиться терпимо к своим близким.
Помните, что несмотря ни на что они вас любят и желают вам добра.