НОД средняя группа "Мой город"

Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

 

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель:

Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине – городе Энгельсе.

Задачи:

1. Формировать патриотические чувства.

2. Знакомить с достопримечательностями города.

3. Активизировать словарь детей.

4. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

5. Развивать навыки речевого общения, умения воспринимать на слух читаемый текст.

6. Развивать творческие способности, воображение.

7. Совершенствовать фонематический слух.

8. Совершенствовать умение путём аппликации составлять коллективную композицию.

9. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Материалы и оборудование: презентация «История нашего города», мяч, аудиозапись гимна города Энгельса, игрушка Лисичка, красивый почтовый конверт, схема «Дорога к озеру»и штампы (поролон) в форме следов воловьих копыт по количеству детей, коричневая гуашь, салфетки,клеенки, муляжи фруктов, овощей, ягод,1 большая корзина, 2 маленьких корзинки, мультимедийный проектор, экран.

    Виды деятельности: коммуникативная, игровая.

    Формы организации: фронтальная, подгрупповая.

    Предшествующая работа: беседы с использованием иллюстраций: «Моя Россия»; «Наш город Энгельс»; рассматривание фотографий с видами города; участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города.

     

    Ход занятия.

    Воспитатель-(с Лисичкой) Ребята, к нам сегодня пришла Лисичка и принесла письмо. Давайте прочтем!

     

    Какой прекрасный город, в котором я живу,

    Называется он Энгельс, очень я его люблю!

    Подпись: Лисичка

    Воспитатель Лисичка, мы тоже очень любим наш город.

    Наша страна самая большая в мире.

    Много в ней городов и сёл, рек, озёр и морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина. Дети, а вы знаете какое имя у нашей малой родины? (Да, Энгельс)

    Воспитатель -Ребята, я слышу музыку. Послушаем, что же это за песня?

    (звучит песня «Гимн Энгельса»)

    Воспитатель - Давайте попробуем назвать слова из этой песни, которые чаще всего встречались в этом тексте.

    Воспитатель - Молодцы. Так как же называется наш город? (Энгельс)

    Воспитатель – Наш город очень красивый и интересный. Я приглашаю вас в путешествие. Путешествие необычное- в историю нашего родного города. Пусть Лисичка отправляется вместе с нами. Закрываем глаза... Раз, два, три, волшебство! (Презентация на экране)

    Воспитатель- Посмотрите, дети. Мы попали в прошлое. Началась история нашего города в далёком 18 веке, когда нашего города еще не было, был великий соляной путь. Соль была на вес золота и пользовалась повышенным спросом. Её везли на телегах, запряжённых быками, с далёких озёр Эльтон и Баскунчак. Соль возили на быках,потому что они более выносливые, чем лошади.

    Воспитатель«Соли нет и слова нет», - утверждает пословица. Можно добавить, что без соли нет и жизни. Соль была очень дорогостоящим товаром, поэтому на ней и наживали огромные состояния. Соляной промысел на Руси был одним из древнейших, если не самым древним.

    В Астраханском крае находились самые крупные по добыче соли озёра  Баскунчак и Эльтон.

    Воспитатель-Местные калмыки и татары называли озеро Алтын – Нор, что в переводе на русский язык означало «золотое дно» или «золотое озеро». А всё потому, что летом его поверхность «цвела» пурпурно-красным цветом и в солнечных лучах озеро казалось золотым.
     
    Воспитатель- У русского народа много пословиц о соли:
     
     
    Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
    Соли не жалей, так есть веселей.
    Хлеб, соль и вода - молодецкая еда.
    Без соли - что без воли: жизнь не проживёшь.
    Без соли, без хлеба за стол не садятся.
    Хлеб да соль - всему голова.
    Без соли стол кривой.
    Плох обед, если соли нет!
    С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
    Хлеб-соль со стола не сходит.
    Друга узнать - вместе пуд соли съесть.
    Изведан друг, коль соли вместе съевши.
    Лишняя соль портит пищу, лишнее слово - речь.
    Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
     
    Воспитатель-Трудно было вывозить соль в центральную часть страны. Ее вывозили к Волге, а потом по реке отправляли дальше. Степь наша безводная. Для вывоза соли пригласили украинских чумаков, привычных к дальним перевозкам. Чумаки - это люди, которые на волах (быках) перевозили грузы. Чумаки возили соль на возах. Запрягали волов. Чтобы можно было поить волов во время далекого пути, по дороге строили уметы и рыли колодцы.
    Воспитатель- А теперь, ребята, раз,два,три- превращаемся в бычков:
    «Бычок и пастушок»

    Чок-чок-чок, чок-чок, чок!
    К пастушку бежит бычок.
    (шаги на месте)

    Пободаться очень хочет,может, ему скучно очень.
    ("Рожки» двумя руками, поворачиваемся влево,вправо)

    Пастушок и не боится -даст бычку воды напиться.
    (Наклон вперед)

    За рога его возьмет и на травку уведет. ( Шаги на месте, дети садятся на стулья)

    Воспитатель-Раз,два,три- превращаемся в ребят!

    Воспитатель- На территории нашего города был перевалочный пункт, который назывался Покровской Слободой. Со стороны Волги был виден храм Покрова, который и дал название Покровской слободе.

    Воспитатель- Этот храм был разрушен. Сейчас на его месте построен храм-памятник. Вы могли его видеть с родителями, когда гуляли на набережной.


    Воспитатель - В Покровской слободе соль грузили на баржи.


    Бурлаки или буксиры тянули баржи вверх по Волге в центр России.


    В память о тех далёких временах в центре города поставлен памятник быку, который держит на своей спине чашу с солью.

    Постепенно Покровская Слобода разрослась и превратилась в город Покровск. Во времена царствования Екатерины многие районы нашей области были заселены немцами. До Великой Отечественной войны наш город носил статус столицы Республики немцев Поволжья.

    А в 1931 году Покровск был переименован в город Энгельс в честь Фридриха Энгельса.


    Воспитатель – Какие вы молодцы, так много знаете об истории своего города. Я предлагаю вам сейчас поиграть- возьмите карту и помогите проложите путь быкам-солевозам к соленому озеру. (Штампированием нарисовать следы быков)

    Воспитатель -Есть такой праздник- Покров. Отмечали его 14 октября. В честь этого праздника и было первое название нашего населенного пункта Покровская слобода. Много примет и пословиц в народе на Покров:

    «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! »

    «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается! »

    «Каков Покров, такова и зима! »

    Воспитатель- Лето давно закончилось, осень на дворе, дождик, холодно, на деревьях листья пожелтели.

    ПОКРОВ.

             Вот так чудо - чудеса - пожелтели все леса!

    Время сказочных даров - будем праздновать Покров!
    Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.

             Так природа поздравляет нас с Великим Покровом!

     

    На Покров были народные гуляния, игры, забавы. Давайте и мы поиграем.

    Соберем урожай овощей! Вот корзина с дарами осени (фрукты, овощи, ягоды).

    Играют 2 команды. Построились цепочкой. По сигналу : «Раз, два, три, игру начни!» капитан каждой команды по цепочке передает своим товарищам овощи из большой общей корзины и замыкающий кладет в свою маленькую корзинку.

    Побеждает команда, у которой больше овощей, остальные дары осени не считаются.Подведение итогов

     
    Воспитатель-Не устали? Сейчас мы еще поиграем. Игра «Что вы знаете о своем городе?». Я буду кидать мяч и задавать вопросы. Тот, у кого мяч окажется в руках, будет отвечать на вопрос.

    Вопросы:

    1. Как называется наш город сейчас?

    2. Как назывался наш город раньше?

    3. Кто первым поселился в нашем городе?

    4. Как называется наш детский сад?

    5. Как называется река, на берегу которой стоит наш город?

    6. Назовите символ нашего города.

    7. Какой праздник дал название нашему городу (вначале-слободе) ?

    7. Как должны взрослые и дети относиться к своему родному городу?

    Воспитатель – Молодцы! Мы сегодня говорили об историческом прошлом нашего города, о том, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город.

    Воспитатель- Ребята, теперь попрощаемся с Лисичкой. Пусть расскажет своим лисятам историю нашего города. А нам пора возвращаться из путешествия в прошлое обратно. Закрываем глаза. Раз,два, три-волшебство! Здравствуй, любимый детский сад!