Чему учить дошкольника XXI века

Тимонина Ольга Юрьевна

Эссе

 

Чему учить дошкольника XXI века

 

XXI век – это стремительно меняющийся мир. Эти изменения касаются не только социума, но и природы. То, что было естественно еще во времена моего детства (80-е годы 20 века) сейчас стало почти недосягаемо для понимания московского дошкольника двадцать первого века.

Рабочая программа детского сада предполагает ознакомление детей с такими природными явлениями, как весенние ручьи и тающие сосульки (весенняя капель). Но современные московские дети в городе этих явлений не наблюдают. Они не понимают, как можно пускать кораблики по журчащим  весенним ручьям. Мало кто из родителей ведет детей в парк или лес что бы полюбоваться ранней весной. Да и снега с каждым годом становиться все меньше и меньше.

Даже всем известные произведения классиков советской детской литературы чужды сегодняшней направленности воспитания дошкольников. В рассказе В.А. Осеевой «До первого дождя», девочки дошкольницы одни идут в детский сад. Сегодня такая ситуация немыслима. У Н.Н. Носова дети дошкольного возраста играют во дворе одни без присмотра взрослых. Стихи А.Л. Барто где дети самостоятельно приглядывают за младенцем.

Когда я читаю эти и многие другие произведения советских классиков детям старшей группы, они не понимают, почему дети росли в таких реалиях. Налицо четкая параллель в отношении к детям в двадцатом веке и двадцать первом столетии. Дошкольники двадцатого века были более самостоятельны. Они помогали  родителям, раньше взрослели.

Мой младший ребенок, дочь Анна (6 лет) еще не умея читать, отлично управляется с компьютером и мобильным телефоном, но завязывать элементарные шнурки  она не может и не хочет, ей это не нужно вся обувь на липучках. Дети двадцать первого века хотят знать лишь, то, что может иметь практическую пользу, знания для будущей взрослой жизни. Эту тенденцию прививают родители.

Анна очень выборочно смотрит советские мультики. Многие из тех ценностей, которые там проецируются, ей не понятны (помощь соседу, коллективные стройки и т.д.). Может отчасти, я сама в этом виновата, а может таково наше время, которое трактует новые правила выживания в этом мире.

Если говорить об обучении конкретно, каким-то умениям и навыкам, которые потребуются ребенку в будущей профессии, то лично для меня совершенно невозможно. Я как мама и педагог не могу представить, что будет актуально через десять лет. Сегодня эта профессия есть, а через пять лет ее не будет (водитель троллейбуса).

Конечно, нужно научить ребенка овладеть элементарными навыками самообслуживания, то этот факт неоспорим. Так же обучение дошкольника двадцать первого века немыслимо без общечеловеческих ценностей (добро, любовь, благородство, совесть и т.д.).

Наше время невозможно представить без компьютера и интернета. Огромная лавина информации, зачастую совершенно не нужная, которая засоряет разум человека. Очень сложно из всего этого потока вычленить действительно важные и ценные знания и не потерять свое мнение. Ребенка надо научить разбираться в этом информационном поле и не терять свою индивидуальность.

Я думаю, что в какое время мы бы не жили, ребенок-дошкольник должен воспитываться  и обучаться положительным примером своих родителей. Этот постулат был высказан Яном Амосом Коменским  более трехсот лет назад, но и в двадцать первом веке не потерял своей актуальности.