О скромности в духовно-нравственном воспитании

Евлан Оксана Владимировна

Образ Сергия Радонежского очень близок и понятен русскому человеку, несмотря на более чем пять сотен лет, отделяющих нас от него. Основатель одной из крупнейших обителей, провозвестник старчества, учитель, миротворец — он столь многое сделал для своего Отечества.

Характер преподобного Сергия можно выразить как нескончаемый поток душевного здоровья. От Сергия веет необычайной скромностью, спокойствием, тишиной. Резкие жесты, взлеты и падения — все это не для него. Постепенно возрос он в своих лесах Радонежских от простого инока до великого русского святого, с которым советовались патриарх, князья, бояре. Впрочем, и самые простые люди всегда получали от него совет и утешение.

Сергий Радонежский может служить прекрасным образцом православного человека. Вся его жизнь посвящена Богу и служению ближнему. Все его поступки подчинены логике Евангелия, выполнению заповедей Божьих (а выполнение заповедей — залог существования этого мира). Иногда он действует вопреки мирскому разуму, но сама жизнь подтверждает правильность его действий. Чутко откликаясь на призывы страждующего мира, Сергий с особым вниманием следил  за тем , что происходило внутри самой церкви. После кончины митрополита Алексия в феврале 1378 началось длившееся до 1390 г. “мятежное время” — период ожесточённой борьбы за власть между различными церковно-политическими группировками. Сергий глубоко переживал это. Источники свидетельствуют о его сочувствии деятелям, выступавшим за сохранение  единства киевской митрополии, за развитие традициционных для русской церкви связей с Византией. Троицкий игумен не одобрял намерений великого князя Дмитрия Ивановича поставить митрополичью кафедру под свой контроль. Однако при этом Сергий избегал открытых конфликтов со светской властью. Известно, что он решительно отклонил предложение престарелого митрополита Алексия выступить в роли кандидата на митрополичий престол, сказав «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!». Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существует ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица. За полгода до смерти Сергий удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, 25 сентября 1392 г. , он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. Завещание его было просто и бесхитростно. Это были те самые, идущие от Евангелия, слова, истинность которых Сергий свидетельствовал всей своей жизнью. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и 
телесную чистоту, смирение и «страннолюбие» - заботу о нищих и бездомных. 

После этого он тихо скончался. Знавшие его писали позже, что никогда за всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие. 

У каждого народа есть свои герои. Им присущи все те черты характера, которые этот народ считает идеальными. В потемневшем от времени лике Сергия Радонежского проступают спокойствие, мудрость, любовь, скромность, кротость, но и великая сила, применяемая, впрочем, только в крайних обстоятельствах. Живя в тяжелом, жестоком, кровавом веке он показал всем, что можно любить ближнего, не убивать, не унижаться, а единственное условие для этого — Бог и вера.

Скромному радонежскому игумену суждено  было  обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покро­вителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье. К образу Сергия обращались в тяжёлые для России времена.