Главные вкладки

    Рекомендации для родителей «Психологическая готовность детей к школе»

    Абалян Аида Владимировна

    Рекомендации для родителей  «Психологическая готовность детей к школе»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей  «Психологическая готовность детей к школе»

    Здравствуйте уважаемые родители!

    Пройдет этот год и ваш ребенок пойдет в школу. Очень многие из вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка. И сейчас я хотела бы провести с вами опрос- игру «Корзина чувств».

    Инструкция: «Уважаемые мамы и папы! Представте, что у вас в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Запишите ваши чувства на листочке и проведите краткий анализ ваших переживаний. В основном это волнующие чувства, чувства тревоги.

    Также многих из вас волнует вопрос: Как подготовить ребенка к школе. Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе.  Это конечно немаловажно, но ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению.

    Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность.

    Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную.

    Интеллектуальная готовность  предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.

             К 6–7-и годам ребенок должен знать:

          свой адрес и название города, в котором он живет;

          название страны и ее столицы;

          имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

          времена года, их последовательность и основные признаки;

          названия месяцев, дней недели;

          основные виды деревьев и цветов.

          ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

    Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

    Давайте вместе с вами поиграем в игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

    На развитие памяти вы можете поиграть с ребенком в игру «10 слов».

    Ребенку предъявляется ряд слов,  не связанных по смыслу.

    «Кот, книга, дом, стол, дерево, машина, зонт, цыпленок, карандаш, лук»

     После первого предъявления ребенок должен запомнить 3-5 слов, после нескольких предъявлений больше половины. Слова зачитываем 4 раза.

    Точно также можно поиграть в игру «Запомни игрушку», ребенку показывают несколько игрушек и просят назвать – «Какие игрушки ты увидел?»

    На развитие внимания игра «Запретное слово»

    На развитие мышления игры «Четвертый лишний» и  др.

    На развитие воображения и творчества игра «Дорисуй»

    Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.

    Мотивационная готовность

    Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. 

    •     С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
    •     Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
    •     Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
    •     Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

     Волевая  готовность

    предполагает наличие у ребенка:

           способностей ставить перед собой цель,

          принять решение о начале деятельности,

          наметить план действий,

          выполнить его, проявив определенные усилия,

          оценить результат своей деятельности,

          а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

       

         Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.

    Еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

    На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать!

    Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

    Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».

    Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т. д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.

    Готов ли ребенок к школе?
        Тест для родителей.

    •         Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

    •         Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

    •         Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

    •         Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

    •         Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

    •         Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

    •         Умеет ли он изменять существительные по числам?

    •         Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

    •         Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

    •         Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

    •         Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

    •         Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

    •         Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

    •         Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

    •         Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

    •         Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

    •         Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?

    •         Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

     

    Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

    15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

    10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

    меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

    Спасибо за внимание!