Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Карачева Надежда Михайловна

И снова о сюжетно-ролевой игре! К сожалению, сегодняшняя практика показывает недостаточно сформированный уровень развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников. Поэтому играть надо вместе, играть надо чаще, как бы банально это не звучало.Дети моей группы предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры. Возраст 3-4 года. Любимые игры: «Семья» и «Больница». В эти игры играют все дети. Мальчики отдают предпочтения также игре в водителей, мастеров по починке автомобилей и строителей. Они выполняют манипуляции с атрибутами этих игр. В начале года они брали руль, садились на самостоятельно сконструированный из стульев автомобиль и рулили. Игровых действий был минимум, поэтому я показывала им варианты действий в этих ролях. К концу года игры стали более насыщены действиями, появился сюжет. Теперь, в конце учебного года мы играем в автобус, где есть водитель, кондуктор, пассажиры.

При игре в строителей дети как правило ограничиваются пока манипуляциями с инструментами. Друг с другом почти не взаимодействуют, играют «рядом».

Объединяются только при игре с постройками, берут в руки машинки и играют на одном мостике или в одном гараже, могут при этом вести диалог.

Также дети любят играть в «Щенячий патруль». Игровых действий мало. Это ходьба по группе с игрушкой (щенком) в руках, произнесение фраз из мультфильмов. Один ребёнок использует предмет – заместитель - « пульт» для руководства «патрулём».

Девочки в начале учебного года играли с посудкой, просто выполняя манипуляции. В течении всего года мной и вторым воспитателем велась работа по обучению детей игровым действиям. Результат заметен. Теперь в «семье» есть мама, папа, дочки, к ним приходят гости. Каждый пытается выполнять свои ролевые действия. Взаимодействовать получается только вдвоём. Иногда « семья» устраивает «стирку» в тазике и развешивает бельё на верёвочке.

Игра «Больница» стала более разнообразной. Теперь в игре есть врач, который выполняет определенные действия (слушает, проверяет горло,  уши специальными инструментами, выписывает на листочке лечение) и пациент, или мама с куклой (ребёнком), которые разговаривают с врачом, помогают проводить осмотр. Есть также медсестра в больнице, которая даёт таблетки и лекарства, делает уколы, а пациент лежит на кушетке. В этой игре дети ведут ролевой диалог по образцу воспитателя.

По сравнению с началом учебного года, когда предметов – заместителей никто не использовал, в конце года появились: телефон (кирпичик), мороженое ( цилиндр), еда (мозаика) , подзорная труба (жезл регулировщика).

Для активизации игры была проведена работа попривлечению родителей. Были организованы совместные игры "Магазин", "Больница", "Семья". Такой опыт считаю полезным для развития игровых умений детей.