Использование кинезиологических упражнений семьей с детьми с ОВЗ

Использование  кинезиологических  упражнений семьей с детьми с ОВЗ

Михайлова Людмила Анатольевна, дефектолог

МБДОУ№16 «Детский сад комбинированного вида»

 г. Кемерово

Сегодняшняя реалия такова, что большинство семей при рождении долгожданного ребенка сталкивается с проблемами физического и психического здоровья. И теперь все чаще сталкиваемся с распространённым определением как ограниченные возможности здоровья детей. Большинство современных детей, а особенно с ОВЗ имеют ряд проблем, таких как общее моторное отставание. Современный образ жизни обуславливает отсутствие физической нагрузки, которое заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, возникают проблемы с речевым развитием. Все это ведет у таких детей к проявлению низкой работоспособности, повышенной утомляемости, низкому уровню произвольности психических процессов.

Для решения этих обстоятельств необходимо создание правильного выбора методов педагогической коррекции, и соответственно, просвещения семей о необходимой коррекционной работы для такого ребенка. Действительно, родители столкнувшись с подобной бедой теряются, происходит эмоционально – психологическая ситуация, в которой они не знают как себя вести. В этом случае необходимо специализированниое сопровождение таких семей.

В настоящее время традиционные общепринятые психолого– педагогические методы в процессе обучения и направленной коррекции в большинстве случаев, не дают особых видимых результатов.

И тогда перед педагогами и родителями возникает задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на процесс обучения и коррекции нарушений, что не является тупиковой ситуацией, а наоборот, при правильном воздействии поможет улучшить ситуацию и компенсировать недостаток, дать возможность ребенку социализироваться в обществе.

Одной из простых и доступных методов коррекции проблем у детей с ОВЗ являются кинезиологические упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. К. Ханнофорд говорил, что «именно двигательная активность «подкармливает» мозг информацией, идущей от окружающей среды, формируя, таким образом, понимание мира, и создает основу для развития новых интеллектуальных возможностей».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Данная технология используется во всем мире уже более двух тысяч лет. Как известно кинезиологическими движениями пользовались еще в древности Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.

Доказана тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев, координационными движениями и функциями высшей нервной деятельности. Также и речевая деятельность развивается под влиянием возбуждения, поступающего от пальцев рук.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие коры головного мозга ребенка.

Это коррекционная методика, основанная на связи речи с движением, которая изначально использовалась для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. После изучения возможностей кинезиологии психологами и нейролингвистами, стала работать в более широком спектре.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья,  а также они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка. Корректировка существующих проблем в различных областях психики позволяет расширить границы возможностей мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий.

Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса упражнений с детьми как психической нормы, так и имеющие мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, способствует: развитию межполушарной специализации, синхронизации и развитию межполушарной работы и их взаимодействию, снижению утомляемости и повышении стрессоустойчивости, повышают мыслительную активность и способность к произвольному контролю, развитию мышления, моторики, скрытых возможностей и многие другие процессы.

Данная технология  состоит из особых упражнений, которые ориентированы на ребёнка, с его особенностями развития и соответственными образовательными потребностями. Использование подобных упражнений семьей в сопровождении ребенка приводит  к коррекционному результату.

Виды кинезиологических упражнений:

- Глазодвигательные упражнения – улучшают восприятие и расширяют поле зрения. Оказывают развитие на межполушарное взаимодействие.

 - Растяжки – способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса.

 - Дыхательные  упражнения – влияют на произвольность и самоконтроль.

- Упражнения моторики рук – способствуют развитию мелкой моторики и речевой активности

-Упражнения для релаксации оказывают расслабляющий эффект и снятие общего напряжения

Использование кинезиологических упражнений при проведении коррекционной  работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной среды в семье для детей с ОВЗ способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом. Основными особенностями при применении кинезеологических упражнений является системная работа.

Именно семья, являясь основным институтом воспитания ребенка, имея возможность большего его сопровождения может оказывать правильное  коррекционное воздействие, которое будет давать положительную динамику развития. Использование разных форм и методов позволяет выбирать более эффективные и действенные для конкретного ребенка, особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Простота и доступность подобного метода позволяет родителям достигать желаемого результата развития.

Литература

  1. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. - М.,1999. – 53 с.
  2. Сиротюк А.Л  Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
  3. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.  - 48 с.