Культурная миссия образовательной организации

Тимонина Ольга Юрьевна

Эссе

"Культурная миссия образовательной организации"

Общепризнанна высокая культурная роль образования - роль в хранении, генерации и трансляции культурного достояния общества, в наращивании интеллектуального и культурного потенциала нации, в формировании новой и сохранении традиционной системы ценностей, в изменении менталитета личности и общества, приспособления их к новым условиям бытия. Образование все больше выступает как фундамент духовности, культуры, научно-технических достижений, цивилизационного движения в целом.

Данная проблема актуальна не только для меня лично, но и для всего общества  в целом. Важнейшая культурная миссия современного образования - способствовать построению в России гражданского общества. Гражданское общество представляет собой взаимосвязанный ряд областей - социальных, культурных, экономических, функционирующих и развивающихся как автономные сферы, независимые, с одной стороны, от традиционных общностей (семья, община) с их естественными нормами жизнедеятельности и, с другой стороны - от государства с большей или меньшей степенью самостоятельности. Гражданское общество - это свободное общество для свободных граждан. Гражданское общество - общественный идеал современной России.

Рассмотрим данную проблему на личном опыте. Я работаю в ДОУ четвертый год и за это время отметила, что культурно-просветительская деятельность —  это начальный этап приобщения к гражданскому обществу детей. Именно здесь педагоги формируют программы, выполняя которые дошкольники  все больше узнают о государстве и народе в целом.

Для этого  воспитатели совместно с музыкальным руководителем проводят различные конкурсы и интересные игры, призванные привлечь внимание и заинтересовать. Мероприятия посвящаются государственным и городским праздникам. Мы стараемся  показать детям, что необходимо заботиться не только о себе, но и о своем окружении. Прививаем им добропорядочность и ответственность.

Для этого наши подопечные принимают участие в различных памятных мероприятиях. Вместе с воспитателями старшие группы посещают театр или отправляются вместе на субботник.

На мой взгляд, культурно-просветительская деятельность педагога всегда задействована в школах. Особенно часто этим занимаются сами классные руководители. На их плечи ложится обязанность не только заниматься контролем успеваемости своих подопечных в классе, но и организовывать различные кружки и мероприятия.

Часто проводится собрание после уроков, где преподаватель беседует со своими учениками на определенные темы. Выбираются активные ребята из класса, которые готовят доклады по событиям и памятным датам. Нередко учителя выезжают на экскурсии со своими учениками.

Я считаю, что школа может и должна принять активное участие в формировании позитивного образа гражданского общества, поставив перед собой задачу формирования у учащихся видения, понимания, компетентностей и культуры коллективного взаимодействия и доверия. Школа действительно становится школой продуктивной и солидарной социализации всех своих участников. Однако я думаю что,  подобное может оказаться возможным, если за основу будут взяты такие безусловные ценности, идеалы гражданского общества, как патриотизм, развитие, самоуправление, ответственность. И если сегодня всеми разделяемое мировоззрение не определено на национальном уровне, то школа должна серьезно озаботиться его определением для педагогического коллектива, для всего детско-взрослого сообщества.

Организация культурно-просветительской деятельности в средне-специальных заведениях и вузах также контролируется преподавательским составом и кураторами. Дополнительно активные студенты организуют инициативные группы и собрания, которые заниматься социальными вопросами не только студенчества, но и города, где они проживают.

Нередко студенты организовывают помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или стихийных бедствий. Ребята принимают участие в волонтерских организациях и студенческих отрядах. Многие вузы в лице своих студентов берут под шефство детские дома или школы, активно взаимодействуют с детьми.

Занятия также могут проводиться с просветительным уклоном. Студентов нередко посещают специалисты различных органов и организаций, которые делятся со слушателями важной информацией. Старшие курсы на основе такой деятельности нередко активно участвуют в социальной работе.

Я считаю что, образование призвано воспитать гражданина и патриота, осознающего свой долг перед родиной, свою российскую идентичность. В образовании важно развивать межнациональную и межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, миролюбие, веротерпимость в межконфессиональных отношениях. Сегодня в многонациональном российском обществе воспитание гражданских ценностей и нравственных качеств личности приобретает стратегическое значение.

На тему данной проблемы можно рассуждать еще достаточно долгое время, но все же важнейшим ориентиром современного российского образования является его переход к устойчивому инновационному развитию. Для того чтобы достичь гуманистических и культурных целей, само образование должно соответствовать мировым стандартам, стать не только развивающим, но и развивающимся, создать в самом себе механизмы непрерывного повышения качества и конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. В России уже происходит переход к плавному инновационному типу реформирования образовательных систем, когда эти системы включают механизм своего постоянного обновления, когда введение инноваций становится предметом систематической и целенаправленной деятельности, а сами нововведения выступают ведущим фактором развития образования.