Эссе " Я - педагог"

Екатерина Александровна Усик

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Игнатовский детский сад «Колокольчик»

 

 

 

 

 

 

 

Эссе – «Я педагог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:

Усик Екатерина Александровна

 

 

 

2021 год

Как и все мы, я тоже была ребенком. Когда я выходила на прогулку, там всегда были соседи с детьми, я просто не могла пройти мимо. Играла с ними, даже можно сказать, нянчила. Не зря же все говорили, что я – «маленькая нянька». С возрастом, ко мне пришло понимание того, что очень люблю это взаимодействие. В силу случившихся обстоятельств, я часто лежала в больнице.

 А как следствие, там были разные дети, в том числе, дети из детских домов. В одну из госпитализаций, я встретила там девочку. Ей было 4 года. За время пребывания в больнице, я очень привязалась к ней,  я помогала ей во всем. Мы вместе кушали, рисовали, играли. Когда меня выписывали, во мне что-то перевернулось.  Появилось острое желание помогать тем, кого не понимали, и кому просто был нужен друг. На тот момент мне было 16 лет.

Когда я окончила школу,  поступила в Мордовский педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, на специальность  психолога и социального педагога. Во время  прохождения  психолого-педагогических практик, я столкнулась с тем, от чего мне было морально тяжело. Я видела боль и любовь детей, которым нужна была помощь. Да, я могла им помочь, в их психологических и педагогических проблемах в развитии (сформировать и скорректировать личностную, познавательную, эмоционально-волевую, когнитивную, мотивационную сферу и т. д.). Но воспринимая проблемы детей  и пропуская их через себя, это давалось мне нелегко. Уверенность в правильном выборе профессии, на тот момент, мне давали только детские воспоминания о девочке из больницы. И в другой профессии я себя уже не видела.

Всё решил случай. Мне предложили пройти курсы Логопедии. Не скрою, было страшно, а вдруг не получится, а вдруг не смогу. Но я смогла, и очень рада, что сделала правильный и верный выбор. Анализируя это, можно лишний раз убедиться в том, насколько важно прислушаться к себе, к своим ощущениям, интересам, и последовать им.

Приступив к работе в ДОУ, учителем-логопедом, я поняла, насколько это непростое дело. Но оно того стоило. Тот момент, когда у ребенка получается произнести тот или иной звук, видя их счастье в глазах, счастлив и ты.  Ведь  детский сад – это своего рода маленький мир, где есть прекрасные создания и ты должен, в какой то степени соответствовать им. Хоть ты и педагог, ты должен не забыть об эмоциях – дети все чувствуют, быть им интересным и полезным.

Каждый ребёнок – индивидуален. К каждому нужен определённый (индивидуальный) подход. В моем педагогическом опыте, такой подход, я обозначаю словом «ключик». К кому-то ключик  ласки, к кому-то понимания. Каждый из детей уникален, несмотря на   проблемы в речевом развитии.

 Я не волшебник, но очень бы хотела им стать. Чтобы помочь каждому из детей. Поэтому наша работа заключается не только в постановке звуков, но и  в работе над  слоговой структурой слова, над развитием воздушной струи, фонематическими процессами, обогащением словарного запаса, совершенствованием связной речи, развитием мелкой моторики и графических навыков. В своей работе я использую множество дидактических игр, наглядный материал, различные схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, звуковые лабиринты, дорожки. Но не забываю и о моторике и развитие воздушной струи. Для этого  у меня есть различные игры, мячи, вертушки, палочки и многое другое.

Конечно, яркость в наглядности очень важна для детей, чтобы им было интересно, их нужно подпитывать эмоциями. Но  ни один дидактический материал или  наглядность не даст столько эмоций, сколько живой человек. Поэтому  самым важным материалом для детей являешься ты сам.

Каким бы не было серым и хмурым утро, какое бы серое не было настроение, переступив порог своего кабинета, всё уходит, потому что улыбки детей - это солнечные лучики, которые касаются твоего сердца. И тут, ты понимаешь, что ты там, где и должна быть.

Меня всегда беспокоил вопрос о том, как заинтересовать ребёнка? Как сделать шаг, чтобы ребенок без сомнения осознал, что ты не просто педагог, и хочешь научить, а еще и его друг, который хочет помочь. Чтобы вызывать улыбку ребенка и желание заниматься, я постоянно придумываю и продумываю различные игры, приёмы, использую яркий материал. Заходя, иной раз, в магазин и увидев какую-то «безделушку», понимаешь, что она тебе просто необходима, потому что понравиться твоим детям.

Каждое наше занятие – это маленькая жизнь, которую мы проживаем вместе со сказочными персонажами, различными животными, пушинками, снежинками. Все это помогает удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Так же, мы соревнуемся, зарабатывая баллы (кристаллы) за каждый верный ответ. Дети любят соревноваться. И в конце все оказываются «победителями». Кто-то в артикуляционной гимнастике, кто-то по развитию связной речи. Важно не задеть чувство собственного достоинства ребенка. Нужно помнить, что похвала и поощрение, открывают тонкую дорожку к их сердцу.

Профессия логопеда очень интересна. Каждый день, от общения с детьми, испытываешь чувство счастья, радости и успеха. Я рада, что я им нужна и полезна. Не всегда все выходит быстро и легко. Все мы разные и дети тоже. С кем-то необходимо больше времени, чтобы справиться с одним из коварных звуков. Применив, уже все методы и приемы, мы ищем новое, чтобы помочь ребёнку и достигнуть положительного результата, в решении его проблемы. Для этого мы, педагоги, существуем. Именно поэтому, к коррекционному процессу, приобщены все педагоги и, конечно же родители.

Работая логопедом, я поняла, что надо прежде всего верить в себя, и своих воспитанников. Глядя в глаза полные надежд, ты уже понимаешь, что не отпустишь и сделаешь все, чтобы помочь.

Сейчас, в современном мире технологий, есть множество программ-помощников. Которые, если умело применить, можно добиться успеха. Также, это очень удобно при работе с родителями. Ведь не каждому родителю понятны этапы коррекционной работы. Благодаря социальному мессенджеру «Вайбер», родители могут написать в любой момент, и я их проконсультирую по волнующим вопросам. Так же, это удобно, можно предоставить множество материала для ознакомления. Поделится нашими успехами с детьми на занятии, а так же, самим материалом занятий (фото). Это все способствует более тесному контакту с родителями.

Моя педагогическая философия такова: «Будущее приобретается в настоящем». Я  не просто учу ребенка, я становлюсь ему  другом, помогаю ему поверить в себя. Мы решаем проблемы ребенка постепенно, поэтапно. И если, в итоге, счастлив ребенок, значит, счастлива и я. Для меня награда – это счастливые лица моих воспитанников!