Развивающая среда в младшей группе детского сада. Сахалинская область, г. Северо-Курильск.

Суховатая Ирина Николаевна

Предметно-пространственная среда в младшей группе детского сада.

В городе Северо-Курильск я работаю МБДОУ-Детский сад «Северянка». Я работала в группе раннего возраста, сейчас в группе младшего возраста. В своей работе я учитываю полоролевую специфику в образовательный и самостоятельной деятельности детей, провожу работу по формированию социокультурной среды полоролевого (гендерного) воспитания.  Предметно-развивающая среда группы содержит как общий, так и специфичный игровой материал для мальчиков и девочек. Например, для девочек - куклы, пупсы, коляски, гладильная доска и утюг, кроватка, ванна для кукол, набор посуды; для мальчиков - различный строительный и игровой материал, машины разных размеров.

   Пространство группы разделено на уголки:

уголок сенсорики, кукольный уголок, музыкальный уголок, уголок продуктивной и творческой деятельности «Волшебная полянка» (рисование, лепка, аппликация), уголок театрализованной деятельности, спортивный уголок, уголок сюжетно-ролевых игр, уголок воды и песка, уголок природы, книжный уголок, уголок конструирования, уголок «Школа семи гномов», лаборатория «Большая лаборатория маленького учёного», «Умный шкаф».

   Игрушки в групповом помещении расположены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по интересам. Все игрушки и оборудование доступно детям.

   В уголке сенсорики расположен игровой материал для сенсорного развития детей - мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи и пр.; книжки с цветными картинками.

   В кукольном уголке нашей группы имеется  игровой материал для сюжетных игр детей - куклы с подвижными частями тела, имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья,  животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, игрушечные телефоны, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани, средних размеров модули для детей, атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок, на уровне роста детей торшер, коляски для кукол.

   Для музыкального развития детей предметно-развивающая среда группы наполнена игровым материалом и оборудованием - игрушечные музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, дудки, свистульки, металлофон, ложки, детская гитара, детский баян, колокольчики, маракасы), различные музыкальные дидактические игры, аудиовизуальные средства: магнитофон, диски с детскими песнями, классической музыкой, сказками.

   Для развития продуктивной и творческой деятельности в уголке «Волшебная полянка» имеются в наличии материалы и оборудование: листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды.         Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.

   Уголок театрализованной деятельности оснащён ширмой для разного вида кукольного театра, костюмами, масками, атрибутами для постановки сказок. А также театральными игрушками, персонажами пальчикового театра, перчаточного и ладошкового театра. Также можно отметить, что театральный уголок постоянно пополняется «сказочными жителями», которые сделаны педагогом совместно с детьми.

   Спортивный уголок в нашей группе – любимое место малышей., поэтому для развития двигательной активности детей здесь расположен разнообразный  спортивный инвентарь: мячи большие и маленькие, мячи массажные, мяч-попрыгунчик, кегли (набор), мешочки с грузом, доска с ребристой поверхностью, коврики и массажная дорожка, обручи, ленты разных цветов на кольцах, скакалки, султанчики, флажки разноцветные, кольцеброс, игрушки-каталки,  а также нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное руками.

  

   В группе для детей создан уголок воды и песка. Для экспериментирования имеются сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый – тонет, легкий – не тонет),  ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфины, лягушки (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Совместно с родителями была создана лаборатория «Большая лаборатория маленького учёного», где представлены коллекции камней, ракушек, морского песка, разные крупы, лупа. Составлен альбом «Вкусная каша». Дети могут с помощью лупы рассмотреть крупу, найти картинку как выглядит это растение в природе и соотнести с картинкой как выглядит каша в тарелке.

   Также в группе создан уголок природы. Здесь растения соответственно возраста детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними наблюдать и ухаживать. Детям младшего дошкольного возраста ещё трудно определить, что растение нуждается в уходе, поэтому педагогами группы были сделаны символы в виде смайликов и капелек. Эти символы подсказывают детям, что растение нуждается в уходе.  Для развития наблюдательности детей педагоги сделали в уголок природы «шкалу роста», которая помогает наглядно увидеть как вырос лук или другой объект наблюдения. Ведётся дневник наблюдений. Дети раннего возраста ещё не могут определить какое время года в данный момент. Опоры на личный опыт ещё не достаточно, поэтому педагогами группы был создан альбом с фотографиями родного города, знакомых мест в разное время года. Также с помощью родителей была сделана тематическая доска, которая отражает времена года в соответствии с сезоном и тематическим планированием. Педагоги группы самостоятельно разработали и сделали календарь природы. Календарь природы находится на уровне детей и имеет свободный доступ.

   В книжном уголке «Почитай-ка» с учетом возрастных особенностей детей имеются 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки. В книжном уголке оформляю выставки книг, иллюстраций, фотоальбомов на разную тематику и к праздникам.

   В уголке конструирования в отдельных контейнерах, в выкатных ящиках расположен различный легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров, напольный конструктор (крупный строительный материал). К данному конструктору имеются цветные схемы с крупным изображением, которые можно использовать детям с разным уровнем развития конструктивной деятельности. Также есть конструктор ЛЕГО.  Крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, насекомые, сказочные персонажи, помогают обыгрывать детские постройки.

   Уголок «Школа семи гномов». В данном уголке собран материал для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Здесь собраны рабочие тетради по математике, прописи, уроки грамоты, развитие речи. Также наборы дидактических игр, тематические тетради и альбомы.

   Для лучшей организации предметно-пространственной среды, мы организовали место, где находятся настольно-печатные игры и дидактические игры.  "Умный шкаф", шкаф соответствует росту детей, стоит около детских столов, что обеспечивает свободный доступ к играм. Игры в шкафу меняются 1 раз в 2 недели. Таким образом, у детей интерес к играм не пропадает.

   Для игр детей во время прогулок подобран выносной материал - игрушки (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.). Для подвижных игр и упражнений имеются игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно-пространственная среда младшей группы Сахалинская область, город Северо-Курильск Выполнила Суховатая И.Н.

Слайд 2

Игровое пространство группы

Слайд 3

Волшебная полянка

Слайд 4

Большой артист маленького театра

Слайд 6

Познаю мир

Слайд 7

Уголок природы

Слайд 8

Тематическая доска

Слайд 9

Я люблю читать

Слайд 10

Я построю крепкий дом

Слайд 11

Школа семи гномов

Слайд 12

Умный шкаф

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!