Мотивация в жизни ребенка

Котова Марина

Мотивация в жизни ребенка

 

Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

Любой педагог знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно придуманные методы и игровые приемы.

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагоги сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам воспитанников.

Игровая деятельность. Эльконин Д.Б. выделяет следующие уровни развития игровой деятельности:

1. Уровень предметных действий. На данном уровне происходит действие с предметами.

2. Уровень функциональных ролей. Возможно соотношение действия реальному.

3. Уровень межличностных отношений. Уровень внешних социальных отношений

4. Уровень нравственных межличностных отношений. Уровень внутренних отношений (моральных отношений).

Трудовая деятельность. Ребенок познает мир, подражая  поведению взрослых. Интерес к трудовой деятельности проявляется в виде интереса к делам родителей. Что делает мама на кухне? Чем занимается папа? Что это за предмет и как его использовать? Для родителей важно поддержать любопытного ребенка, позволить ему (под их руководством) попробовать выполнить манипуляции предметами по их назначению. Важно учитывать возраст вашего ребенка, что он может, а что еще нет.

Познавательная активность. В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить шесть групп мотивов:

— социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

— учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

— оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки);

— позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

— внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);

— игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»)