Бережливые технологии в дошкольной образовательной организации

Филатова Юлия Александровна

Бережли́вое произво́дство (от англ. lean production, lean manufacturing — «стройное производство») — концепция управления, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. 

Технология «Бережливого производства» включает в себя систему 5С:

- сортировка;

- соблюдение порядка;

- содержание в чистоте;

- стандартизация;

- совершенствование

 

Впервые данная технология появилась в послевоенной Японии. Принцип, положенный в её основу, может с пользой применяться в различных сферах человеческой деятельности.

Для этого необходимо:

- во-первых, разделить вещи на нужные и ненужные и избавляться от последних (ненужных),

- во-вторых, разместить предметы на своих местах,

- в-третьих, поддерживать на рабочем месте чистоту,

- в-четвертых, поддерживать порядок,

- в-пятых, воспитывать в себе привычку выполнять все эти установленные правила.

Суть данной технологии заключается во внедрении принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, а так же привлечение детей к поддерживанию порядка и сохранению не только времени, но и материальных благ в последствии.

В рамках технологии планируется реализация конкретных мероприятий:

  • применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;
  • повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;
  • рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников;
  • проведение цикла развивающих занятий для детей;
  • стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.

Все данные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, и улучшат качество оказываемых услуг.

 

В детских садах применяются:

- указатели направления движения,

- цветовые кодировки,

- кодировка картинками – каждая игрушка имеет своё место (где взяли – туда и положили),

- схемы (например: ухода за растением и его полив, мытьё рук, одевания и раздевания, накрывание на стол, уборка посуды в определённое место)