Семинар-практикум для педагогов «Использование традиционной и нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»

Игнатьева Ольга Вадимовна

Семинар-практикум «Использование традиционной и нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»

 Расскажи мне и я услышу,

 покажи мне – и  я запомню,

дай мне сделать самому – и я научусь!»

Конфуций.

Цель: Повысить компетентность  педагогов, привлечь внимание педагогов к проблеме низкого уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста; показать, как использование традиционных и нетрадиционных техник рисования помогает развитию творческих способностей дошкольников.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития творческих способностей дошкольников.
  2. Активизировать деятельность педагогов в направлении развития творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник рисования.
  3. Познакомить  с нетрадиционной техникой рисования «Выдувание».
  4. Получить удовлетворение от процесса рисования.

Снять усталость, поднять настроение, самооценку.
 

Материалы.

Гуашь, ручка без стержня или коктейльная  трубочка, лист  белой бумаги для акварели формата А4,  баночка с чистой водой.

Вода в баночке, детский шампунь, краски, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.

Мягкая пряжа для вязания, гуашевые краски, кисть, вода, альбомные листы.

Теоретическая часть

Изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

Каждый кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает и особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики современности.

Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Уникальность его состоит в том, что дети в этом возрасте обладают повышенной познавательной активностью и любознательностью, открытостью ко всему новому, эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, развитием искусства и жизни.

Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Творческая деятельность поможет маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. К творчеству способен каждый из детей и поскольку правильно построенная художественно- изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляет возможность широкого выбора форм для самовыражения.

В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы и наша задача, как воспитателей, помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Искусство удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев….Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский.

Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать красными карандашами, мыльной пеной. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств - это нитки, трубочки,, листья деревьев.

Новизна и отличительная особенность нетрадиционных техник рисования.

Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Работу  с детьми надо проводить поэтапно:

  • - на первом этапе – репродуктивном, вести активную работу с детьми по обучению разным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
  • - на втором этапе – конструктивном, вести активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию разнообразных техник в умении передавать выразительный образ, совместная работа с родителями.

Использовать следующие средства:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;

Применять такие методы:                                           

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • игровые.

 Также надо познакомить родителей с информацией: «Какие разнообразные способы рисования можно использовать дома» Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, ладошками, пластилином, мыльными пузырями, разбрызгиванием, скомканной бумагой, тряпкой т.д.

Проводить с родителями мастер-классы, где знакомить их с разными техниками рисования. В итоге в совместной деятельности с родителями организовать выставку работ, где родители совместно с детьми применяли  бы в своих работах разные техники рисования.

Многие виды рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, координации мелкой моторики пальцев рук.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. 

 

Практическая часть

Презентация мастер-класса. «Рисование выдуванием через трубочку».

-Уважаемые коллеги, сегодня мы проведем занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником. 
Тема нашего занятия «Пейзаж» в технике "Выдувание".

Этапы работы

  1. Приготовьте для работы лист бумаги и краски. Их необходимо развести водой до жидкого состояния.
  2. Для начала работы необходимо сделать каплю на листе. Для этого используется несколько способов:  можно налить краску, капнуть кисточкой, перенести каплю в трубочке, зажав верхнее отверстие.
  3. Для начала давайте поэкспериментируем, посмотрим, каким способом выдувание наиболее приемлемо: сверху, сбоку, перемещая трубочку более активно справа – налево, выдувать навесу, дорисовывание трубочкой недостающих деталей.

 

Над  бумажным  над листом

Машет трубочка хвостом

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

А теперь давайте пофантазируем, что именно у нас получилось? Это и ежик, и улитка, и деревья, и перья Жар-птицы.

Берендеево царство.

Между ветками света полосы…

Я бреду- Берендеево царство.

Задевают мне ветки волосы,

Словно просят в лесу остаться.

Улыбаются губы бледные,

Я смотрю на себя украдкой,

Опадают мечты заветные,

Прорастая малиной сладкою.

Я сплетаю венки терновые,

Пустоцвет в них вплетая с мятою.

А грехи, точно гири пудовые,

Мне ложатся на плечи покатые.

Берендеи венками меняются

И Ярило им день дарит новый.

Перед кем мне сейчас покаяться?

Кто возьмет мой венок терновый?

Как же манит костра величие,

Как мне хочется здесь остаться,

Замерев слушать пение птичье,

С Берендеем венком обменяться…

Но уже пронеслись столетия,

Тихо кружится лист кленовый.

И от царства, где счастье не встретила

Мне остался венок терновый…

Презентация мастер-класса «Рисование мыльной пеной».

Мыльные пузыри, переливающиеся всеми цветами радуги всегда вызывают улыбку и восторг.  А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать?  Это очень интересная техника. Она порадует и взрослых и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

  1. В воду добавьте шампунь или жидкое мыло.
  2. Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте чуть-чуть желатина или глицерина.  Все ингредиенты перемешайте и оставьте на 2-3 суток. Затем профильтруйте раствор через марлю и поставьте в холодильник на 12 часов. Можно упростить процедуру, просто добавив в мыльную воду раствор и красители.
  3. Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей.

Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.

1 способ: берем трубочку для коктейля и начинаем пенить раствор. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.

2 способ: можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на лист.

Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.

А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать.

А можно вырезать мыльный узор и использовать в аппликации.

Используя эти два способа, можно получить интересные работы.

Презентация мастер-класса  «Рисование цветными нитками».

Жила-была в нашем городе маленькая девочка Аня, которая очень любила рисовать. Когда Аня была совсем маленькая, с родителями она попала в волшебную страну Рисованию, и с тех пор девочка стала частым гостем в стране красок, кисточек и мелков. Рисовала девочка часто и везде – на бумаге, на асфальте.

Юная волшебница быстро научилась произносить волшебные слова:

«Ду-ду-ду-ду,  я за стол иду! Ать-ать-ать – буду рисовать! Ру-ру-ру – кисть беру! Щу-щу-щу – в воду опущу!» И сразу попадала в волшебную страну Рисованию.

Королева этой страны, ее слуги, Краски и Кисточки сразу стали ее добрыми друзьями, помощниками и учителями, когда малышка рисовала.

И вот, однажды, на одном занятии Королева решила познакомить Аню с Ниточкой. «Что это за художник такой ?»– удивилась Аня.

«Самый необычный»! – ответила Королева.

И Ниточка начала рисовать.

Ход работы:

  1. Нить опускается в банку с гуашевыми красками;
  2. Вынуть нить и уложить ее на лист бумаги петлей;
  3. Укрыть нить сверху вторым листом бумаги;
  4. Прижать немного ладонью сверху и постепенно вытягивать нить за свободный кончик;
  5. Открыть изображение и дофантазировать полученный образ.

После работы проводится выставка рисунков.

Изготовление коллективного рисунка при помощи пройденных нетрадиционных способов рисования.

Заключение

       Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции).

Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с разнообразными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать и пробовать.

Если наш сегодняшний семинар был вам чем-то полезен, то возьмите красное яблоко, если ваши ожидания не оправдались – возьмите желтое.

Творческих Вам успехов и спасибо за внимание.