Педагогические сказки

Чумакова Алина Александровна

Педагогические сказки

из цикла

«Самоорганизация поведения»

 

Сказка про Ярика и пограничного пса Рекса

 

Жил-был мальчик Ярик. Не было у него, как у других детей, ни мамы, ни папы. Не раз Ярик сбегал из детского дома в надежде найти родите­лей, но все никак их не находил.

Однажды он снова сбежал, но не успел перебежать на другую сторону улицы. За ним кто-то внимательно наблюдал. Оказалось, это большая немецкая овчарка.

—       Ты, наверное, потерялась? — сказал мальчик и наклонился к ней.

—       Не потерялась. Я пес, зовут меня Рекс, — вдруг заговорил новый друг Ярика. — Я хочу тебе помочь. То, что ты ищешь, можно найти только внутри себя. Там живут твои мама и папа. Я вместе с ними служил на границе...

И пес рассказал, как мама и папа Ярика погибли, спасая от бандитов мирных людей. И как они поручили Рексу найти Ярика.

Рекс стал жить в детском доме, рядом. Он всегда был готов выслушать своего друга и придти ему на помощь, защитить от мальчишек. Но Ярик теперь сам не знал, чего хотел: у него больше не было мечты. Он сбегал с уроков, попадал во всякие неприятности и никак не мог остановиться.

Однажды Рекс внимательно посмотрел ему в глаза и сказал:

  • Тебе нужна мечта. Чего ты хочешь?
  • Я.
  • Хочешь облететь на воздушном шаре весь мир?
  • Хочу! — у мальчика загорелись глаза.

И пес объяснил ему, что для этого нужно построить воздушный шар и получше узнать географию. Ярик ему поверил — и стал лучше учиться.

Он действительно скоро стал одним из лучших учеников по черчению, физике и географии. И они вместе построили воздушный шар, а потом отправились в кругосветное путешествие. О них даже в английских га­зетах написали. Вот и вы — разве не читали об этом?

Ярик читал: ведь он изучил несколько языков и стал ученым-исследо­вателем. Так мечта помогал ему стать знаменитым.

 

Сказка про то, как дети и родители победили Бардак в квартире

 

Жил-был Бардак. Точнее, ему негде было жить. Вот он и ходил по ули­цам: присматривал себе дом и квартиру, в которой он мог бы поселиться.

Однажды он заметил, что в одной из квартир многоэтажного дома живет очень дружная семья: «Наверное, вместе с ними будет весело и мне!» — подумал Бардак. И стал ждать удобного случая.

Когда дети выносили мусор, он тихонько пробрался в квартиру и спря­тался за батареей.

Вскоре мама обнаружила там склад фантиков. «Ребята, кто спрятал за батареей фантики? Это же бардак!» — сказала она. Бардак довольно улыбнулся: «Вот и познакомились!» Постепенно он освоился и стал делать вылазки в ванную — мама на­ходила там папины носки, спрятанные за стиральной машинкой, на кухню — там он перепутал ей все баночки из-под специй, в детскую — там Бардак поселился среди игрушек. Но беда была в том, что его никто не замечал. Все думали друг на друга и обижались.

Однажды Бардак устроил сражение из тапочек всех членов семьи в ко­ридоре. Мама совсем разозлилась. Дети тоже рассердились — и отказа­лись убираться за неизвестным нарушителем порядка.

Скорее всего, дело бы закончилось совсем плохо — в семье все поссо­рились бы, но вовремя вернулся с работы папа.

Он сразу понял, в чем дело.

«Я принес свежую газету, — сказал он. — Не поверите, там написано про нас».

Конечно. Ему не поверили, но стали слушать.

«Живет на свете такая дружная семья — семья ... (папа назвал их фа­милию). Родители там очень любят своих детей, а дети — родителей. Но больше всего дети любят убираться в квартире: в детской, в гостиной и спальне — и вообще, там, где обнаружат бардак (тут Бардак даже ис­пугался, что его обнаружили). И очень любят, чтобы мама им напоми­нала, что пора убираться и разгребать кучу тапочек в коридоре. Тогда они говорят: „Спасибо!" — и с космической скоростью наводят порядок! Вот какая славная семья живет в нашем городе!»

Дети поняли шутку и взялись за уборку, а Бардак, пока его совсем не разоблачили, сбежал через открытую форточку. Уж очень он не хотел, чтобы с ним расправились с космической скоростью.

 

 

Каприза

 

Жила-была девочка Наташа. Было ей все не так да не эдак. Любила она кричать да ногами топать: «Не хочу! Не буду!»

Как-то раз проснулась Наташа и видит: сидит девочка маленькая, хо­рошенькая, веселая. Сидит и улыбается. Удивилась Наташа и спраши­вает: «Почему ты здесь сидишь и улыбаешься?» А девочка ей и отвечает: «Зовут меня Каприза, подружка я твоя. С тобой мне очень весело, но грустно без тебя». Стали они дружить, вместе жить.

Соберется Наташа с ребятами кушать, а Каприза ей на ушко шепчет: «Не хочу я кушать и не буду слушать!» Наташа ногами топает да повто­ряет: «Не хочу я кушать и не буду слушать!» Соберется Наташа с ребя­тами гулять, а Каприза ей на ухо шепчет: «Не хочу я одеваться и не буду обуваться!» Наташа ногами топает да повторяет: «Не хочу я одеваться и не буду обуваться!» Угощают Наташу конфетой, а Каприза тут как тут — давай шептать на ухо.

Надоело Наташе Капризу слушать: «Ах ты вредная Каприза, улетай отсюда прочь! Не хочу с тобой дружить, хочу послушной быть!»

Каприза испугалась, превратилась в бабочку и улетела другую по­дружку искать.

 

 

 

Первый день в саду

 

Жил-был утенок Утя. Однажды утром оказалось, что у него сегодня день рождения. Мама утка сказала, что Уте уже два года и совсем скоро он пойдет в детский сад. Утя необычайно обрадовался, ведь он знал по рассказам своих соседей по пруду, что в детском саду у него появится много новых друзей.

И вот настал долгожданный день. Утя с мамой отправился в детский сад. На пороге их встретила воспитательница. Уте было немножко бо­язно отпускать мамино крыло, но любопытство взяло верх — Утя пере­шагнул порог группы. Мама сказала, что обязательно придет за ним вечером, это успокоило Утю, и он побежал рассматривать игрушки. Чего только не было на полках группы — машины, автобусы, экскаваторы, по­езда. А еще различные мозаики и конструкторы. А сколько кукол улы­балось с полок Уте, просто разбегались глаза. «И как же я раньше жил без всего этого», — подумал Утя.

Но тут воспитательница объявила, что пора мыть руки и садиться зав­тракать. На завтрак была каша. Вообще-то Утя не очень-то любил эту кашу, но воспитательница так интересно рассказывала, как эта каша по­пала к нам на стол, что Утя не заметил, как съел целую тарелку.

А потом все завертелось: сначала все ребята вместе с воспитательни­цей ходили к куклам в гости и «пекли» бараночки из пластилина, потом пели такую веселую песенку, что песенка еще долго не уходила с языка. А на прогулке играли в волшебный поезд, который вез ребят через леса и горы и поля и моря. Оказалось, что мир очень большой и существует не только пруд и детский сад, но и много чего еще интересного. Но в этом Утя как-то не успел разобраться, решил, что потом спросит у воспита­тельницы.

После прогулки все пошли обедать. Обед был очень вкусным, а когда Утя допивал компот, у него начали слипаться глаза. «Хорошо бы и по­спать», — подумал Утя. И тут же воспитательница пригласила его в спальню. Там Утю ждала мягкая кроватка, а на одеяле были нарисованы веселые гномики. Воспитательница читала детям сказку. Засыпая, Утя думал о том, как же ему повезло. А еще Утя решил, что обязательно, как только вырастет, станет воспитателем. Больше он подумать ни о чем не успел, потому что сладко заснул.

Проснулся Утя от веселой музыки. Оказалось, не вставая с кроватки, можно делать веселую и полезную зарядку. «Надо будет обязательно на­учить этому мамочку», — подумал Утя.

И тут ему стало грустно. Ведь это был его первый день без мамы — ему очень захотелось поплакать. Но воспитательница подошла к нему и шепнула на ушко о том, что в раздевалке его уже целый час ждет ма­мочка, ждет, когда же он проснется. «Все-таки обязательно стану воспи­тателем, — подумал уже во второй раз Утя, — они дарят детям радость».

Когда Утя с мамочкой шли домой, рот его не закрывался. Утя хотел рассказать маме все: и то, как полезно по утрам есть кашу, и про зарядку, и про привязчивую песенку, и про волшебный поезд. А дома вся семья собралась за столом. Все пили чай с тортом, который купил папа по слу­чаю первого дня в детском саду.

Утя заснул раньше обычного. А мама с папой еще долго сидели-сидели за столом и говорили, как же Утя подрос за этот день, как поумнел и как они им гордятся...

 

 

Торопей

 

В одном большом и красивом городе жил-был мальчик Миша. Ему было четыре года. У Миши были мама и папа, и жили они в многоэтаж­ном доме.

Миша в детский сад не ходил, так как родители считали, что ему надо немного подрасти, потому что он был очень тороплив и непоседлив. «Не сиделось торопею, Не терпелось торопею, Все хотелось торопею Сделать дело поскорей!»

В результате у него ничего не получалось: хотел сделать замок из песка — не вышло, решил соорудить пирамидку из кубиков — не сумел.

Чаще всего бродил Миша по квартире со скучным видом. Не мог найти подходящего дела, которое его увлекало.

Наступила весна, и родители повезли Мишу к бабушке в деревню. В первые дни ему показалось, что у бабушки интереснее и есть чем за­няться. Он торопился везде полазать и все посмотреть, но потом ему стало скучно, и он опять загрустил.

И вот однажды бабушка подозвала Мишу к себе и сказала: «Сегодня у нас с тобой будет очень важное и полезное дело. Я знаю, что ты любишь кушать горох, но, чтобы его поесть, нам надо его вырастить»

У Миши «загорелись» глаза. Значит, бабушка даст ему маленькую ло­патку, и он тоже будет делать грядку!

Работа у них спорилась. Миша очень старался, а когда бабушка при­несла горошины, он аккуратно, по одной, положил их в землю, полил и сел рядом на корточки — стал ждать, когда же вырастет его любимый горох.

Бабушка поняла, что он опять спешит, подошла к нему, погладила по голове и сказала: «Наберись терпения, и ты увидишь плоды своего труда».

Прошло несколько дней. Появились первые всходы. Миша каждое утро подбегал к грядке, и с интересом смотрел, как растет горох. Бабушка показала, как полоть сорняки, и он с радостью это делал, не забывая по­ливать свои растения.

Наконец горох зацвел, и появились первые стручки. Миша хотел было сорвать их, но бабушка вовремя остановила: «Не торопись, посмотри, какие они еще тоненькие и в них горошины очень маленькие. Надо еще немного подождать».

И вот наступил день, когда бабушка показала ему большой и толстый стручок.

«Ты его уже можешь сорвать, горошины выросли!» — сказала она.

Миша с радостью сорвал стручок и раскрыл его. Там была целая семья горошин, и они так аппетитно блестели, что их хотелось поскорее съесть, но бабушка сказала: «Не спеши, давай сосчитаем. Сколько же горошин созрело в стручке?!».

Миша умел считать до десяти, поэтому легко пересчитал их. Горошин было ровно пять.

С этого дня Миша срывал стручки и всегда с большим любопытством раскрывал их, пересчитывая горошины. Ему было очень интересно. Так Миша стал терпеливым, трудолюбивым и учился счету. Не зря говорится: «Ученье и труд все перетрут!»

 

 

История о том, как егоза Машенька пошла в детский сад

 

В большом-большом городе, большом-большом доме жила-была маленькая девочка. Звали ее Машенька или Манечка, но чаще всего, глядя на девочку, взрослые вздыхали и говорили, качая головой: «Ах, какая егоза!» Так и пошло егоза да егоза.

Машенька была очень веселой девочкой. Она любила прыгать и ска­кать, громко кричать, но больше всего ей нравилось влезть на высокий шкаф и прыгать вниз на диван. А еще ей нравилось взять мамину боль­шую кастрюлю и бить по ней ложкой. Так громко, здорово! А еще она от­крывала в ванной кран и бросала разные игрушки в воду. Плюх! Красота!

Мама всегда очень волновалась, глядя на шалости своей дочки: «Что за несносный ребенок!» А папа молча брал Машеньку за руку, уводил в дру­гую комнату, сажал на стул и строго говорил: »Сиди! Думай!»

Это было очень сложно — сидеть!.. Ведь как раз сидеть Машеньке-егозе было труднее всего. И тогда она брала с папиного стола красивую ручку и рисовала на обоях домики, солнышко, цветочки, лошадок, ну, и другие интересные, на ее взгляд, вещи. Но папа почему-то не радовался рисункам, а очень сердился и иногда (очень редко!), но шлепал Машеньку по попе, приговаривая: «Веди себя хорошо!»

Машенька старалась вести себя хорошо, но ей почему-то никто ни разу не объяснил, что значит хорошо. Машенька насыпала перец в суп, который готовила мама к обеду, мама рассердилась. Машенька постригла папину шапку (она очень лохматая!), папа шапку выкинул, а дочку от­правил думать. Машенька ничего не понимала.

В детском саду добрая воспитательница разрешала Машеньке иногда пойти поиграть во время занятия («Этот ребенок не может долго си­деть», — объясняла она другим воспитателям). А умная заведующая го­ворила «Потерпите! Это гиперактивный ребенок». Машеньке нравилось это непонятное длинное слово. Она не обычная девочка, а «гиперактив­ный ребенок».

Самым трудным в детском саду для Машеньки был тихий час. Она не любила слово «тихий» вообще, а тут еще час. Машенька складывала ла­дошки лодочкой, честно закрывала глаза, но ручки тут же начинали копать дырку в одеяле, а глаза сами открывались и с любопытством смотрели на мир. «Ну что с ней поделать?!.» — разводила руками любимая машень-кина няня. Машеньке нравились ее большие теплые руки, они так бе­режно и аккуратно помогали ей справиться с непослушными мокрыми варежками и штанами.

Так и жила-поживала маленькая Машенька-егоза. Но однажды мама сказала строгим голосом «Все, егоза. Мое терпение кончилось! Мы едем с тобой в центр для непослушных детей». Машенька испугалась и даже заплакала. Она ведь очень послушная девочка, по крайней мере, очень старается.

В центре Машенька увидела красивые игрушки и много ребят. Одни играли, бегали, а другие тихо-тихо сидели рядом с родителями. Ма­шенька сначала немного посидела с мамой (но это же невозможно — си­деть!), а потом побежала играть. К ней подошла тетя и сказала: «Давай познакомимся. Я психолог. Ты знаешь, кто такой психолог?» Машенька, конечно, не знала, но было очень любопытно.

А потом она с психологом играла в разные интересные игры, выпол­няла разные трудные задания. И у Машеньки все получилось, и психолог сказала маме: «У вас замечательная дочка Машенька, а вовсе никакая не егоза. Приходите к нам в центр, и мы научим девочку быть терпеливой и дружить с другими ребятами». Машенька поверила психологу.

С тех пор так и повелось. По вторникам и четвергам (Машенька это за­помнила) они с мамой ездили в центр. Психолог всегда придумывала что-то новое: то предлагала девочке стать «ватной куклой», потом «Буратино»; то поплавать на «льдине», которая «уходила» под воду, а Машенька должна была спасти маму, психолога и себя; то Машенька рисовала свой день рож­дения, а гостей закрашивала в разные цвета, а еще они вместе с мамой тан­цевали под музыку. Игра так и называлась «Музыка с мамой». А иногда психолог и мама закрывались в другой комнате и разговаривали. Машенька догадывалась, что разговаривали про нее, и ей очень хотелось, чтобы пси­холог хвалила ее маме и говорила, какая она замечательная послушная дочка. А еще психолог предложила Машеньке вместе с мамой написать книжку про девочку, которая очень хотела научиться вести себя хорошо.

Прошло время... Машенька подросла и пошла в школу. Она по-преж­нему очень веселая активная девочка, но в школе на уроке старается си­деть тихо и внимательно слушать учительницу. Правда, на перемене ей трудно пока просто гулять по коридору, и учительница ей позволяет не­много побегать и попрыгать.

А еще Машенька сочиняет сказки для детей и, возможно, когда-нибудь станет детским писателем или журналистом. А может психологом?

 

Сказка про Алешу, который хотел стать большим

 

Жил-был мальчик Алеша, и было ему пять лет. Он был очень добрый мальчик, но ему часто не хватало терпения довести начатые дела до конца. Начнет играть в игрушки, разбросает их по своей комнате, а убрать за собой не хочет.

Вот однажды Алеша устроил такую игру: все раскидал, все разбросал. Пришла мама, вздохнула: «Ах», — грустно покачала головой и тихо ска­зала: «Какой ты у меня маленький, совсем не умеешь играть один. Ну, вот что: сиди смирно-смирно, а я уберусь пока».

«Сиди смирно»! А разве можно сидеть смирно, если ты обиделся на маму? Ну, зачем она каждый день говорит «маленький»! «Я совсем не ма­ленький!» — подумал Алеша и потихоньку выскользнул на улицу, пока мама убиралась за ним. На улице Алеше очень понравилось.

«Вот я какой! — думал он. — Один хожу, точно большой». А в это время мимо ехала девочка на велосипеде.

  • Ой, какой хороший мальчик! — воскликнула она, заинтересовав­шись им.
  • Да, — кивнул Алеша, — может, я и хороший, только я хочу быть большим.
  • Большим? — задумалась девочка. — Если влезть на большое дерево, к самому солнышку, сразу все станут маленькими. А это значит, ты ста­нешь большим.

—       Конечно! — сказал Алеша и полез на дерево.

Но случилась странная вещь. Когда Алеша сверху крикнул: «Эй, ну как, я уже большой?»

Девочка ответила: «Нет, почему-то ты стал еще меньше».

«Не может быть!» — не поверил Алеша и хотел спросить что-то еще, но девочка ...

—       Ой-ей-ей! Дождик начинается! — забралась на велосипед и быстро уехала.

Пошел дождь, и Алеша слез с дерева и нечаянно поскользнулся. Рас­тянулся на земле — и увидел, как из-под земли растут грибы. В красных шляпах, на белых ножках, они стоят, как солдаты на параде. Ах, как кра­сиво!

И тогда Алеша тоже вышел на тот парад под дождем. «Сейчас, — думал он, — сейчас я обязательно вырасту». А после дождя спросил у проходящего мимо мальчика:

—       Скажи, пожалуйста, я здорово вырос?

—       Ты? — удивился мальчик и захихикал. — Ты теперь похож на ма­ленького мокрого котенка.

Больше на улице нечего было делать, и печальный Алеша пришел домой.

Нет, теперь он не мечтал стать взрослым. Он теперь совсем отчаялся, но с неба ему улыбнулось солнце.

—       Я знаю, ты хочешь стать большим, — сказало оно Алеше. — Так делай то, что я покажу.

И доброе солнышко показало, куда надо поставить разбросанные игрушки.

Все Алеша расставил, все убрал. И даже подмел пол. Лишь одному не поверил: неужели теперь он стал большим?!

Пришла мама и удивилась: так в комнате чисто. Мама очень обрадо­валась и сказала: «Да ты у меня стал совсем большой. Подумать только, сам убрал игрушки!»

И ты, малыш, который слушал сказку, тоже понял, как стать большим? Прежде всего, надо убирать свои игрушки. А если не веришь, спроси у солнышка.

 

Волшебная шляпа

 

Жила была хорошенькая девочка, но вот беда — была она не очень-то послушная, не очень-то аккуратная и даже не всегда вежливая и добро­желательная. А ведь ее родителям всегда очень хотелось, чтобы их дочка помогала им и делала это с удовольствием. Но только вот она не любила ни убрать свои игрушки, ни вещи. Встречаясь, например, на прогулке со своими и мамиными знакомыми — могла не поздороваться. А если уж ей что-то не понравится во время прогулки на виду у всех могла убежать и спрятаться куда-нибудь подальше. Конечно, маме очень хотелось из­менить свою любимую дочку, но, увы, ничего не менялось.

И вот однажды летом, когда девочке должно было исполнится пять лет, родители решили прибегнуть к чуду. Они решили подарить ей «Вол­шебную шляпку», чтобы их дочка стала послушной девочкой. Так и ска­зали: «Дорогая доченька, мы тебе дарим эту необычную шляпку, знай: кто ее наденет, тот становится добрым, заботливым, умелым и смелым. Надевай ее, когда захочешь!» А шляпа эта была действительно очень не­обычная и красивая: переливалась волшебными цветами. И, конечно, очень понравилась нашей девочке.

На следующий день зовут родители дочку завтракать, заходят в ее ком­нату — и не могут поверить в увиденное: их непослушная дочурка сидит уже одетая в платье перед зеркалом, кровать убрана, игрушки все на ме­стах, а на голове у нее надета новая шляпа! Мама с папой переглянулись и удивленно спросили девочку: «Кто же это тебе помог все убрать, как положено?» А она повернулась и сказала: «Мне моя новая шляпа очень понравилась. Я помню, как вы мне сказали, что, кто ее наденет, тот ста­нет добрым, заботливым, умелым и смелым. Вот я и попробовала стать как мама, надела эту шляпку — и убралась! Но вот я теперь думаю, а если наступит зима — как же я выйду на улицу в такой волшебной шляпке? Я же без нее ничего не умею делать и почему-то капризничаю?» А мама с папой только улыбнулись.

И вот вскоре наступила осень, затем и зима, а эта девочка все та же помощница и умница. Время прошло, и она всему научилась. А может, дело было и вправду в этой загадочной шляпке, подаренной нашей де­вочке на День Рождения? Кто знает.

 

 

Мамы всегда возвращаются

 

Дениска сидел на холодном стуле и непослушными пальцами старался натянуть на ноги тугие колготки. Трудно. Тяжело. Неудобно. В спальню заглянула воспитательница Анастасия Петровна и строгим голосом ска­зала: «Оделся? Иди, умойся, попей чаю».

«И почему воспитатели говорят всегда таким строгим голосом?» — подумал Дениска. Ему хотелось, чтобы Анастасия Петровна погладила его по голове и сказала: «Не грусти, Дениска. Все будет хорошо. Твоя мама обязательно вернется». А еще ему хотелось плакать. Но он не за­плакал, ведь он мужчина. Взрослые всегда так говорят: «Ты мужчина. Мужчины не плачут». «Почему мужчины не плачут? Разве им не бывает грустно?» — думал Дениска.

«Я сейчас приду», — сказала Анастасия Петровна. Дениска остался совсем один. Он допил чай, вспомнил, что воспитан­ные дети всегда убирают за собой посуду. Стал убирать за собой, но чашка выпала из его неловких рук и разбилась. Тяжело вздохнув, Де­ниска поднял половинки разбитой посуды и отнес в мусорное ведро. Не получилось быть воспитанным.

Он припал носом к оконному стеклу. Темно. Скучно. За окном падал пушистый снег, снежинки кружились в веселом танце. Вдруг одна сне­жинка отделилась от подружек и мягко опустилась на оконное стекло: «Не грусти, малыш. Твоя мама скоро вернется. Мамы всегда возвра­щаются». «Разве снежинки разговаривают?» — удивился Дениска. Но снежинка уже упорхнула, как легкая белая бабочка. Дениска ждал воз­вращения снежинки, но она так и не вернулась.

Долго ждать Дениска не мог. Просто не умел. Он вспомнил, как не­давно перед Новым Годом воспитатели украшали стекла цветными ри­сунками. Взял краски и очень-очень быстро нарисовал дом, траву, машину, солнышко, и даже осталось место для кота.

Полюбовавшись на свою работу, влез на канат и свалился на Дворец из больших мягких кубов. «Придется построить назад», — решил Де­ниска. Назад получилось криво, но Дениску уже интересовали книги, ко­торые стояли на журнальном столике.

Быстро пролистав, он нашел страшного Кощея. «Не будешь всех оби­жать!» — и Дениска заклеил картинку клеем. «Ну вот, не вылезет теперь!» В группу зашел Вовка: «Ты чего, самый первый пришел?» Дениска хотел объяснить Вовке, что мама уехала в командировку, и он ночевал в дет­ском саду. Но не успел. «Классная у меня машина?!» — и Вовка со всей силы стукнул Дениску по спине. Дениска дал сдачи, ведь он мужчина.

Когда пришла Анастасия Петровна, драка кипела.

«Он хотел отобрать мою машину!» — сказал наглый Вовка.

На «наказательном» стуле Дениска ответил за все: за чашку, грязное окно, разрушенный замок и вовкину шишку. Противный Вовка пока­зывал ему язык и кулаки.

День прошел как обычно. Много занимались, мало гуляли, спали, ку­шали, шалили.

После сна Дениску пригласила психолог: «Как дела? Хочешь порисуем?» Дениска не хотел, но нарисовал. На страничке появилась одинокая ма­ленькая фигурка человечка... Психолог погладила мальчика по голове: «Не грусти малыш, мама скоро вернется. Мамы всегда возвращаются».

«Скоро — это когда?» — спросил Дениска.

«Скоро — это завтра».

Ночью Дениске снилась большая снежинка. Она почему-то была теп­лой, гладила его по голове и говорила: «Не грусти, малыш. Мамы всегда возвращаются».

Утром Дениска проснулся рано. «Интересно, наступило уже завтра и скоро?»

В спальню вошла Анастасия Петровна. Она присела к Дениске на кро­ватку, прикоснулась к его головке и сказала: «Вставай, Дениска. Насту­пило утро».

«А это уже завтра?» — с надеждой спросил Дениска.

«Да. Завтра это уже сегодня. И сегодня вернется твоя мама. Мамы все­гда возвращаются».

Весь день Дениска прожил в ожидании. Даже драться с Вовкой не хо­телось. Прыгать и скакать тоже. Болтушку-Наташку тоже не хотелось дергать за косички.

«Дениска, я вернулась!» — услышал он самый родной, самый нежный на свете голос — голос своей мамы.

Вечером мама и Дениска сидели за столом и пили чай с тортом. Дениска не мог рассказать маме, как он долго ждал ее и сильно скучал по ней. Про­сто он еще не знал таких слов. Но он рассказал про теплую снежинку, ко­торая снилась ему ночью. Мама прижала Дениску к себе, поцеловала: «Да, сынок, мамы очень любят своих детей и всегда возвращаются».

 

 

                      Приключение Веры

 

Жила была девочка Вера. Она была очень капризная и всегда все делала наоборот. Когда ей мама говорила: «Вера, помой руки!» Девочка кричала: « Не хочу!» — и бежала подальше от ванной комнаты. Ее просили: «Вера, сходи в магазин за хлебом!», она снова кричала: «Не хочу!» — и бежала во двор играть. Что только не говорили Вере, она на все отвечала «Не хочу!»

Долго мама пыталась объяснить Вере, что так себя вести нельзя, но девочка продолжала делать все по-своему. И вот однажды мама сказала:

—       Вера, если ты постоянно будешь говорить «Не хочу» то очень скоро попадешь в страну Нехочухию.

Вера, как обычно, сказала «Не хочу» и пошла по своим делам. Вдруг поднялся сильный ветер. Веру приподняло от земли, и она полетела вме­сте с ветром куда-то очень далеко. Она закрыла глаза, а когда открыла их, то увидела, что находится в очень красивом зале.

—       Где я? — спросила Вера.

—       Добро пожаловать в страну Нехочухию, Ваше величество! — от­куда-то сверху произнес голос

«Ух ты, да я теперь королева!» — подумала Вера и устроилась на троне, который стоял около нее.

Появились придворные и слуги.

—       Что желаете, Ваше величество?

  • Я хочу мороженое, пирожное! — ответила им Вера. Придворные испугались, многие стали убегать из зала.
  • В чем дело? — ничего не понимая, спросила Вера.

—       В нашей стране нельзя говорить слово «хочу». Самое хорошее слово — «не хочу», — ответили ей придворные.

Вера подумала и сказала:

—       Я не хочу мороженое и пирожное.

Придворные поклонились ей и вышли из зала. Вера удивилась. Она вновь позвала придворных.

—       Я не хочу сидеть одна! — закричала Вера.

Придворные вошли в зал и встали около Веры. А что же дальше?

—       Вам можно говорить только слово «не хочу», а если мне что-то нужно, что мне делать? — спросила их Вера.

—       Мы не знаем, что тебе сказать, и не хотим знать!

Вера поняла, что ничего от них не получит, и очень расстроилась.

—       Я хочу домой, — тихо сказала Вера и заплакала.

Она вспомнила маму и подумала, как часто она говорила ей слово «не хочу». Она больше не хотела его говорить. Но как же попасть домой?

Вдруг в зале появилась маленькая девочка. Она подбежала к Вере и на ушко ей сказала: «Никогда не говори слово „не хочу", а то опять по­падешь в этот зал. Мама тебе плохого не желает, ты для нее — как прин­цесса, которую она очень любит. Чаще говори маме волшебные слова „спасибо, мамочка", „пожалуйста, мамочка" и главные слова „я хочу это сделать" и „я хочу тебе помочь!" А чтобы попасть домой, произнеси эти волшебные слова три раза, пока никто тебя не видит и не помешает тебе».

Вера произнесла слова. Вновь поднялся ветер и перенес Веру обратно к себе домой. Увидев маму, Вера бросилась к ней.

  • Мамочка, я тебя очень люблю и очень хочу тебе помогать!
  • Что случилось, Вера? — спросила мама.

—       Я просто побывала в стране Нехочухии и много поняла, — ответила ей Вера.

Мама поцеловала дочку.

— Как же ты подросла, моя умница, моя помощница!

 

 

Страшный дракон и два брата

 

Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями. Один брат сказал: «Герой должен быть сильным, быстрым и смелым», — и стал тре­нировать силу, быстроту и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, бегал по полям. А другой брат сказал, что герой должен быть упорным и настойчивым, и стал тренировать силу воли: ему хотелось съесть на завтрак пирог, но он оставлял его на ужин. Всегда старался доводить дело до конца.

Шло время, братья выросли. Один из них стал самым ловким и быст­рым человеком в стране, а другой стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.

Братья решили спасти свой народ. «Я пойду и убью Дракона», — сказал первый брат. «Сначала надо узнать, в чем его слабость», — ответил другой брат. «Мне не нужно знать, в чем его слабость, — сказал силач. — Главное, что я сильный и ловкий, я быстрее его».

И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Дракона. «Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой!» — закричал силач. Во­рота замка распахнулись — навстречу вышел страшный Дракон.

Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона, а Дракон стал расти, расти, и вдруг он щелкнул хвостом — сильный брат превратился в камень. И даже не успел убежать.

Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у Мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.

Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства.

Первым было королевство Желаний. У человека, который попадал в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось полу­чить красивую одежду, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать «хочу», как он тут же превращался в «хочукалку» и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою волю и сказал им «нет». Поэтому ему удалось уйти из этой страны.

Вторым было на его пути королевство Отвлечений, жители которого все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому в этом коро­левстве никто ничего не мог делать: ни работать, ни отдыхать, ни играть. Нашему герою тоже захотелось начать дергать других за руки и приста­вать к прохожим, но он снова вспомнил о своей воле и не стал этого де­лать. И хорошо поступил, потому что иначе он остался бы в этом королевстве, отвлекшись от своего пути.

И, наконец, третьим на его пути было самое страшное королевство — королевство Яканий. Как только он вошел в это королевство, ему сразу захотелось закричать: «Я самый умный», «Я самый смелый». И здесь ему понадобилась вся сила воли, которую он тренировал много лет. Он молча миновал и это королевство и оказался у дома Мудрой Черепахи.

—       Здравствуй, Мудрая Черепаха, — сказал он. — Я пришел к тебе за советом. Пожалуйста, научи меня, как победить Дракона.

—       Победить Дракона может только человек с сильной волей, — отве­тила Черепаха. — Ты прошел три страшных королевства, значит, ты мо­жешь сделать это. Чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.

И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.

Он подошел к воротам замка, в котором жил Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил свои черные крылья и пошел на­встречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища, но он со­брал свою волю и поборол страх, он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез! Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее злой Дракон.

Как только Дракон исчез, рассыпался и его замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, среди которых был и его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою по­бедить зло.

 

Сказка о мальчике, который не любил спать

 

Жил-был мальчик Юра. Ему было пять лет. Летом вместе с родителями он поехал в гости к бабушке в деревню. Целыми днями Юра носился с де­ревенскими мальчишками, а как приходило время идти спать, мальчик постоянно говорил маме, что хочет еще погулять и побегать, а спать он вовсе не хочет. Бедная мама. Сколько раз ее приходилось ей уговаривать своего непослушного сына.

Но вот однажды мама сказала: «Все, хватит! Не хочешь спать — не спи, иди, гуляй!» Юра так обрадовался, что можно еще погулять, что сразу же побежал на улицу. Но вот беда: ребята все уже дома. «Ничего! — подумал Юра. — И один погуляю». Но одному гулять было скучно, да и темно на улице.

Решил тогда Юра пойти спать. Юра лег в кровать. Он долго лежал в кро­вати и не мог заснуть: то подушка жесткая, то одеяло колючее.

Юра встал и вышел во двор. На улице было темно, только одна луна тускло светила, да где - то вдалеке кричала сова. Юра зашел в курятник и увидел, что курочки давно спят, лишь петушок захлопал крыльями, когда его увидел; мальчик зашел в сарай — там мирно спали: корова с те­ленком, коза с козленком, свинья с поросятами.

Он вышел на улицу и увидел: рядом с конурой на травке спала собачка Тотошка. «Ну вот, все спят, только я не сплю. Это, наверное, сон от меня ушел, потому что я маму не послушал! Теперь всегда маму буду слушать, лишь бы сон обратно вернулся!» — подумал Юра. Пошел в дом, разделся и лег спать, в эту ночь ему снились удивительные сны.

 

 

                Ночь и Василек

 

Жил-был мальчик по имени Василек. Он был уже взрослый, ему было целых пять лет! Он рос самостоятельным и добрым мальчиком: сам уби­рал за собой игрушки, чистил зубы и не обижал девочек. Он жил с роди­телями в отдельной квартире, и у него была своя комната. Папа Василька был военным и говорил, что сын должен расти самостоятельным и сме­лым. Поэтому одним из запретов в этой семье было отсутствие ночников в детской комнате. Никто не знал, что почти взрослый Василек боялся темноты. Он не говорил об этом с родителями, потому что хотел выгля­деть в их глазах взрослым и смелым как папа. Вот так и получалось, что если Василек просыпался среди ночи, то потом он некоторое время смело боялся в одиночестве и темноте...

Как-то раз он услышал от мамы о том, как папа настолько устал на ра­боте, что проспал всю ночь напролет, и даже утром мама не сразу смогла его разбудить. Тогда Василек понял, что если очень сильно устать, то всю ночь будешь спать не просыпаясь. С тех самых пор так и повелось: Василек весь день старался играть и помогать маме и воспитательнице в саду, не замечая, что взрослые были раздражены излишней активностью ребенка.

Но такое состояние дел резко изменилось с приездом бабушки. Ба­бушка жила в деревне далеко за городом. Туда, где она жила, надо было ехать поездом, потом автобусом, потом трактором, потом пройти пеш­ком через лес, на одной из опушек которого стояла ее избушка. Василек был в гостях у бабушки всего один раз и так давно, что уже и не помнил. Так вот, приехала в город бабушка внука повидать, и на ночь положили их в одной комнате спать: Василек спал в своей кроватке, а бабушка рядом на диване.

В день приезда бабушки Василек очень сильно устал, но эмоции, пе­реполнившие его в день ее приезда, не дали ему уснуть вовремя. И когда он уже успокоился и почти уснул, на город опустилась ночь. Темнота стала просачиваться в комнату. Ее тени, от которых веяло холодом, стали подбираться к кроватке мальчика. Она с все большей скоростью загла­тывала привычную обстановку комнаты и высасывала тепло Василька. Кончики пальцев на руках и ногах озябли от нахлынувшего холода. Васи­лек вздрогнул, ощутив, как этот холод по дорожкам внутри его тела бежит к сердцу, трепещущемуся и сжавшемуся от страха. Василек привычно спрятался под одеяло с головой и беззвучно плакал от своей беспомощ­ности перед такой страшной темнотой, что приносила с собой ночь.

Когда он, дрожащий под одеялом и старательно убеждающий сам себя, что не надо бояться, ведь он смелый и сильный как папа и ночь ему не страшна, закрыл глаза и в очередной раз попытался заснуть, нечто из темноты опустилось на одеяло. Мальчик замер, ужас охвативший Ва­силька не давал ему ни пошевелиться, ни закричать. Нечто стало стяги­вать одеяло с головы мальчика — он сильнее зажмурил глаза... На голову Василька опустилась теплая рука, и он понял, что это не нечто из тем­ноты, а приехавшая к нему в гости бабушка.

Бабушка села на краешек кроватки и стала гладить Василька по голове, тихо напевая колыбельную. Мальчик почувствовал себя спокойнее: ведь бабушкины руки были теплыми, и это тепло передавалось Васильку. Но самой главное, что темнота, все еще царившая в комнате, не могла высо­сать это подаренное тепло бабушкиных рук. Василек заснул и не просы­пался до самого утра.

А утром мама и папа сказали, что им надо уехать на несколько дней и что он, Василек, проведет это время с бабушкой. Родители собрались и уехали, а Василька из садика забрала бабушка и повела домой. Дома бабушка предложила немного порисовать. Она села за стол с Васильком и, когда он спросил, что нарисовать для нее, назвала ночь. Василек со­гласился. Он взял черную краску и стал рисовать. И все на его рисунке было черным: и небо, и дома, и чудовища, жившие в темноте. Бабушка, посмотрев рисунок, спросила его, почему все черное, ее удивляло, что

Василек видит ночь черной. Василек тоже удивился: «А какого же она цвета?» «У ночи нет определенного цвета, она окрашена в фиолетовые, темно-зеленый и темно-синие тона с оттенками многих других цветов. Ты просто никогда не смотрел на ночь без страха. Я покажу тебе ее,» — ответила бабушка.

В этот вечер все было не так, как обычно: бабушка не отправила его умываться и спать, а одела и повела на улицу. Она увезла его за город. Когда они выехали, было еще светло, но чем дальше они уезжали, тем тем­нее становилось вокруг — в груди Василька стал расти страх. Бабушка, почувствовав это, взяла его за руку и стала рассказывать про ночь. Чем больше говорила бабушка, тем спокойнее становилось Васильку. Он вдруг понял, что ночь это не вместилище страхов, от которых спасает сон, а прекрасное время суток, наполненное чудесами и тайнами.

И теперь, когда Василек просыпался ночью, он не зарывался в одеяло, а садился у окна и тихо смотрел на укутывающую город темноту, которая уже не стремилась захватить его, а была готова дружить с ним и с охотой раскрывала перед ним свои темные объятия, полные загадок и тайн.

Кстати, мальчик Василек стал гораздо спокойнее, ведь теперь не было нужды изматывать себя до полного изнеможения. Хотя он, конечно, не знал таких слов.